Можно ли поменять детсад в электронной очереди? Как выбрать частный детский сад? По каким критериям выбрать детский сад.

Можно ли поменять детсад в электронной очереди? Как выбрать частный детский сад? По каким критериям выбрать детский сад.

Если вас не слишком радует перспектива устроить свое чадо в первый попавшийся детсад, лишь бы получить место хоть где-нибудь, то эта информация как раз для вас. Мы не только расскажем, как выбрать детский сад для ребенка по всем правилам, но и подскажем, что делать, если по разным причинам вашего малыша не принимают в детское дошкольное учреждение.

Какой детский сад выбрать: муниципальный, ведомственный, частный

Большинство родителей сразу отдают деток в муниципальный детский сад по месту прописки. И в случае, когда в садике у ребенка возникают какие-то проблемы, конфликты, размолвки с заведующей или воспитателями, то мамам и папам нередко просто приходиться мириться со сложившимися обстоятельствами, чтобы не потерять место в учреждении.

Но мало кто задумывается, что помимо этого детского садика в городе наверняка есть еще немало других: как государственных, так и частных, и даже ведомственных - а значит, у вас есть возможность выбирать! Именно так: вы можете отдать ребенка в другой муниципальный детский сад, даже если он не соответствует вашему месту прописки, например, если вы снимаете жилье в совершенно другом районе или городе.

Лазеек в таком случае есть несколько, и первая из них - получить временную регистрацию по месту фактического проживания хотя бы для одного из родителей. Предоставить временную регистрацию вам может хозяин дома/квартиры, который вы снимаете, но, к сожалению, далеко не все соглашаются пойти на встречу. Тогда есть второй способ - воспользоваться договором аренды, который подтверждает ваше нынешнее фактическое место жительства. Если же вы, как и многие, снимаете жилье неофициально, то остается последний вариант - лично беседовать с заведующей детского сада. Если в одном из них окажутся свободные места, то вас могут взять и в другой государственный садик.

Конечно же, при таком сценарии вы можете столкнуться с другой проблемой - коррупцией в детских дошкольных учреждениях. Тема заслуживает отдельной статьи, но вкратце ситуация следующая: вам скажут, что мест нет, но если вы сделаете определенный денежный взнос, купите для учреждения, к примеру, телевизор либо принтер, то вашего ребенка возьмут в детский сад без очереди. Соглашаться на такие условия или нет - придется самостоятельно выбрать каждому родителю.

Но помимо муниципальных детских садов существуют частные и ведомственные детские дошкольные учреждения. В частные детсады берут всех деток за установленную ежемесячную плату: обойдутся они, возможно, дороже, чем взятка в муниципальный сад, но и условия там будут на соответствующем уровне + без дополнительных денежных поборов в будущем. Ведомственные же ДДУ предназначены для детей сотрудников какой-либо организации, при которой и функционирует этот садик, например, при каком-то заводе или другом предприятии. Попасть туда можно не только детям сотрудников - правда, стоить это будет дороже, но, возможно, и условия вам там понравятся больше.

Вне зависимости о того, какой тип детсада вы хотите выбрать, необходимо обязательно обратить внимание на следующие критерии отбора:

Сколько детей в группе

Первый критерий того, как выбрать детский сад для ребенка - размер группы. В разных детсадах существуют и разные квоты на количество деток, поэтому нужно каждый раз уточнять этот вопрос.

Какую же группу предпочесть? На самом деле, и маленькие, и большие группы в ДДУ имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, многие стремятся выбрать меньшее количество детишек в группе, так как за ними легче уследить, и воспитатель сможет каждому уделять внимание, обеспечить более эффективное обучение, найти время на общение со сложными детками. В больших же группах по 15 человек дети чаще оказываются без присмотра, там чаще происходят конфликты. Но практика показывает, что детишки в таких группах гораздо лучше и быстрее социализируются, проявляют большую самостоятельность и сплоченность. К тому же, бывает и так, что большие группы детей делят на подгруппы, когда нужно провести какое-либо профильное занятие, поэтому учебный аспект здесь не страдает.

Педагогический состав и воспитатели

Вы отправляете свое чадо в детский сад, просто чтобы за ним кто-то присматривал, пока вы на работе, либо ожидаете, что он получит достойное дошкольное образование? Тогда непременно поинтересуйтесь тем, кто будет заниматься не только воспитанием, но и обучением малышей.

Как правило, детские дошкольные учреждения со слабым финансированием берут на работу учителей-универсалов, которые не только преподают детишкам все учебные дисциплины сразу, но и играют роль воспитателя. Представьте себе, какая нагрузка ложится на плечи такого методиста! Неудивительно, что качество подобного образования не всегда оказывается удовлетворительным. Поэтому стоит обратить внимание на те ДДУ (нередко они являются именно частными), где есть средства на финансирование целой команды педагогов, которые преподают отдельные дисциплины, а также воспитателей, которые присматривают за детьми вне учебных занятий: водят их погулять на улицу, ведут на обед, укладывают спать, устраивают различные мероприятия и следят за малышами, пока их не заберут родители.

Конечно, познакомьтесь с заведующей ДДУ - именно от этого сотрудника зависит очень многое в каждом конкретном учреждении. Важно, чтобы этот человек сочетал в себе не только качества администратора, но и опытного и внимательного педагога, который умеет находить подход к детям и адекватно общается с их родителями.

Кроме того, чтобы правильно выбрать детский сад, стоит поинтересоваться и наличием в детском саду различных кружков, где малыш сможет приобрести дополнительные навыки помимо обязательных, предусмотренных программой дошкольного образования и данным учреждением. Не забудьте узнать и о том, какие дополнительные виды деятельности и развлечений ожидают здесь вашего ребенка. К примеру, ходят ли малыши в театр кукол или на экскурсии в музей, участвуют ли они в подготовке утренников к Новому году, Международному женскому дню, началу учебного года и т. д. Не нужно недооценивать этот фактор того, как выбрать детский сад. Ребенок ведь должен посещать учреждение с радостью, интересом и предвкушением, а не идти туда как на каторгу.

Распорядок дня и здравоохранительные меры

Третий важный критерий того, как выбрать детский сад для ребенка - изучить распорядок дня в учреждении, и по возможности сравнить его с режимом дня в других ДДУ, чтобы сделать правильный выбор.

В разных детсадах может немного отличаться продолжительность рабочего режима, порядок мероприятий и режимных моментов, но в среднем день должен начинаться с 7 часов утра и заканчиваться в 7 часов вечера. Утром детишек встречают и принимают воспитатели, далее следуют зарядка и завтрак, а потом учебные занятия. После окончания образовательной деятельности детей ведут на прогулку, потом на обед и на «тихий час». После сна малышей кормят полдником, продолжают оставшиеся занятия по учебе, а затем ведут на ужин и прогулку, если погода позволяет это сделать. Детишки гуляют либо играют под присмотром воспитателей, и их потихоньку забирают родители.

Так, если какие-то режимные и учебные пункты отсутствуют, или распорядок дня, наоборот, перегружен, вы узнаете об этом заранее и сможете поискать другое дошкольное учреждение.

Помимо ежедневного режима важно выбрать детский сад с учетом мер здравоохранения, которые приняты в каждом конкретном садике. Все знают, что выходя из дома и попадая в детский коллектив, ребенок чаще подвергается различным заболеваниям. Поэтому обязательно разузнайте, как часто детей осматривают медработники, проводятся ли какие-нибудь укрепляющие и профилактические оздоровительные процедуры, соблюдается ли гигиена помещений, регулярно ли убирается территория садика, какое меню предлагают детям, а также какие меры предпринимают сотрудники при несчастных случаях и других ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей.

Мнение ребенка

Естественно, вы можете как угодно выбрать детский сад, руководствуясь вышеперечисленными критериями или собственными ощущениями и убеждениями, но если он не понравится лично вашему ребенку - то все усилия пойдут насмарку. Обязательно осуществите совместное пробное посещение детсада вместе с ребенком, пройдитесь по жилым и игровым зонам, учебным кабинетам, посетите занятия и получите возможность понаблюдать за другими ребятами, учителями и воспитателями. Таким образом, и вы поймете, каков микроклимат в этом ДДУ, и ребенок проникнется атмосферой нового для него учреждения и решит, нравится ему здесь или нет.

Кстати, подробнее о том, как попасть в детский сад, особенно без прописки по месту фактического проживания, и как работают очереди на места в ДДУ, вы сможете узнать из этого видео:

Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.

Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.

Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.

Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.

Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.

Беседа с заведующей

У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.

Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.

Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.

Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.

Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.

Стандартный набор дисциплин:

  • знакомство с окружающим миром или экология;
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению,
  • согласованию слов, составлению устного рассказа об увиденном);
  • знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание
  • наизусть);
  • математика;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.
  • В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.

При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.

Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.

Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.

Осмотр помещения и территории

Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.

Обратите особое внимание:

  • на выставку детских работ;
  • есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
  • разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь "пустить пыль в глаза", создать в группе "яркое пятно";
  • есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
  • есть ли книжная выставка;
  • если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами - это не так важно. Гораздо важнее - подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
  • существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным.
  • Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
  • предусмотрены ли сушуары для волос;
  • есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна);
  • есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
  • на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Подведем итог:

1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

  • Узнайте режим работы ДОУ.
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Узнайте, какие группы есть в саду.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
  • Документы в детский сад.

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

2. Свидетельство о рождении.

3. Страховой полис

Что делать, если мест нет?

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.

Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Самое важное в детском саду - люди, которые руководят воспитательным процессом. «Воспитатели, педагогический состав и, в особенности, директор должны быть ориентированы на индивидуально-психологические особенности детей и отталкиваться от индивидуальности каждого конкретного ребёнка», - говорит детский психолог Алексей Кравченко.

Детский и семейный психолог Алина Алексанянц рекомендует начать с разговора с руководством детского сада. «Перефразируя известную пословицу про рыбу, садик “цветёт” с заведующей. Этот человек - часто голова, душа и сердце организации», - рассуждает Алексанянц. Родители в разговоре с заведующей должны найти отклик и понимание, а смыслы и ценности, которые транслируются руководством сада, должны совпасть с их ожиданиями, подчёркивает психолог.

По словам Кравченко, в детском саду также должны работать узкие специалисты: детский психолог, логопед и дефектолог. «Психолог может продиагностировать ребёнка, понять особенности его развития и выявить наличие у него проблем медицинского характера, связанных с психикой - желательно, чтобы у специалиста была квалификация по клинической психологии», - объясняет эксперт. Реализовать программу, назначенную психологом, может дефектолог. А логопед сможет поставить ребёнку хорошую речь, которая необходима для развития его личности и мышления, заключает Кравченко.

Понаблюдайте за тем, как взаимодействуют воспитатели и дети

Алина Алексанянц советует посмотреть, как проводят время малыши на занятиях и прогулке, о чём разговаривают друг с другом взрослые и дети. «Шум за дверями группы означает, что дети расслаблены. Смех, разговоры, веселье - важные показатели того, что детям хорошо», - объясняет она.

Родителям следует обратить внимание, насколько строго учреждение придерживается санитарных норм: как часто проветривают группу, сколько раз в день дети выходят на прогулку, какой у них режим дня, сколько и в каких условиях они отдыхают. От этого зависит здоровье малышей и, соответственно, возможности для роста, развития и образования, говорит Алина Алексанянц.

Она также рекомендует изучить, какие занятия включены в услуги частного детского сада - насколько они разнообразны, интересны, что предлагается за дополнительную плату. «Отлично, если есть свободный выбор активностей: часто в сетку встраивается очень много занятий, не все из которых действительно нужны ребёнку. Важно не перегружать детей и оставлять свободное время для игр и прогулок», - отмечает эксперт.

Подумайте, насколько цели детского сада совпадают с вашими ожиданиями

«Если в саду заявляют, что готовят ребёнка с самого детства к поступлению в вуз, - значит, будут делать акцент на образовательные моменты. И есть вероятность, что это будет проходить не через игру и свободную деятельность, а в форме учебных занятий», - приводит пример Алина Алексанянц. Родителям, которые хотят, чтобы ребёнок развивался в естественном ритме, психолог советует обращать внимание на те дошкольные учреждения, где больше времени уделяется именно игровой деятельности.

Алексей Кравченко рекомендует всё же не забывать про подготовку детей к школе. «Идеальный детский сад заблаговременно готовит ребёнка к школе и интеллектуально, и личностно - по критериям, которые используются при диагностике педагогами-психологами перед поступлением детей в первый класс», - говорит он. Задача детского сада, в частности, в том, чтобы родителям не приходилось за год до первого класса бегать и искать курсы быстрой подготовки детей к учебному процессу.

Обратите внимание на оборудование, которое есть в арсенале детского сада

Алина Алексанянц советует посмотреть, как оснащены детские площадки, какие игрушки есть в группах, какими материалами воспитатели пользуются на занятиях. «Для развития детей можно применять много всего интересного и полезного - это касается как игровой деятельности, так и образовательной», - рассуждает психолог. В качестве примера она приводит занятия по окружающему миру: к учебникам воспитатель может подключить глобус или интерактивные карты.

Алексей Кравченко рекомендует обратить особое внимание на спортивное оснащение детского сада. «Развитие дошкольника - это не только интеллект и личность, но и во многом мелкая и крупная моторика. Чем больше в детском саду будет возможностей для спорта, тем лучше», - объясняет он. Хорошо, если детский сад будет оборудован спортивными площадками для баскетбола или футбола, уголком, шведской стенкой, залом для занятий ритмикой. Отлично, если удастся найти садик с собственным бассейном, отмечает Кравченко.

Также в хорошем садике ребёнок будет иметь возможности для творчества, говорит он. Важно, чтобы такие занятия были современными и могли заинтересовать детей. «Увлечь, понятное дело, можно чем угодно. Но лучше, если это будут не советские виды творчества вроде бисероплетения, а современные методики развития творческой активности», - считает психолог.

Прислушайтесь к своей интуиции

«Вы идёте в сад, проходите по площадке, заходите в группу - что вы чувствуете при этом? Если вам нравится атмосфера (или, как минимум, она не вызывает у вас отвращения или отторжения), то это важный маркер того, что можно остановить свой выбор на этом садике», - рассуждает Алина Алексанянц.

Если у вас дома достаточно света и пространства, а в саду, по сравнению с вашей квартирой, тесно и темно, то лучше поискать другие варианты, советует она. «Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в саду не как в казённом учреждении, а как дома», - согласен Алексей Кравченко. Эксперты советуют обратить внимание на обстановку в группе, мебель и освещение. «Ребёнку в саду должно быть уютно, привычно и приятно», - говорит Алексанянц.

Нужно иметь в виду, что мамы часто реагируют на детский сад со стороны своего опыта, - и вещи, которые вызывают у них неприятные ощущения или воспоминания, ребёнком могут восприниматься совсем иначе, замечает Алина Алексанянц.

Психолог рекомендует прогуляться вместе с ребёнком в садике или рядом с ним, зайти на площадку или в группу, познакомиться с воспитателями и, если есть возможность, с другими детьми. «Узнайте у малыша, как ему в этом месте, как он себя здесь чувствует, хотелось бы ему прийти сюда ещё», - говорит Алексанянц. По её словам, при окончательном выборе сада нужно обращать внимание и на «взрослые» вопросы, и на ощущения самого ребёнка.

Алексанянц советует рассматривать все перечисленные критерии вместе. По словам психолога, найти полностью идеальное место сложно, и следует определить свои приоритеты при выборе дошкольного учреждения. А на остальные вещи уже можно смотреть спокойнее. «Помните, что школу и сад мы не выбираем на всю жизнь. Если выяснится, что вам или ребёнку что-то не подходит, всегда можно найти новое место», - резюмирует психолог.

Детских садов много - и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. сайт вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра "Моя радость", разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

сайт провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов "Другое" были такие варианты: "Безопасность и охрана здоровья", "Небольшие группы", "Невысокая цена", "Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями".

На вопрос "На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?" большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: "Питание для аллергиков или возможность приносить своё", "Как ведут себя другие дети" и "Чтобы работали монтессори-педагоги".

Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

    Ограждение территории . Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

    Вход на территорию детского сада должен закрываться.

    Территория вокруг сада . Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

    Площадки для прогулок и поведение воспитателей . Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

    Помещения внутри сада . Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка .

    Оснащение сада . Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

    Питание . Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя - индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.


Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада .

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

    Лёгкая адаптация . Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

    Привыкание средней тяжести . Адаптационный период - не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

    Тяжёлая адаптация . Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

"Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года", - объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.


Смена детского сада - стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: "Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки - стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают".

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно - это причина сменить детский сад. "Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад", - рекомендует Наталия Закирьянова.

Пойдет ребенок в детский сад или нет, это вопрос, который должен решить каждый родитель индивидуально. Чтобы ответить на него нужно в серьез задуматься, а что это даст моему ребенку, принесет ли он ему пользу и не навредит ли? Чтобы понять это, нужно узнать обо всех достоинствах и «подводных камнях» современного дошкольного образования.

Что даёт детский сад ребёнку?

Бытует мнение, что если ребенок не ходил в детский сад, то он не сможет научиться находить общий язык со сверстниками и в будущем у него будут проблемы с общением и коммуникабельностью. На деле же, если ребенок контактирует с детьми во время прогулок на площадке или посещения секций, то это уже дает необходимую базу и проблем с коммуникабельностью у него возникнуть не должно. Главное чаще выводите карапуза «в свет», не сидите дома. А в детском саду, несмотря на все возможности общения, у малыша есть риск нарваться на агрессию со стороны сверстников, что может негативно повлиять на нежную детскую психику и действительно создать проблемы.

И не стоит думать, что эта своеобразная «школа жизни» совсем безобидна, хорошо, если ребенок справится с навалившимся на него стрессом, а если нет?

При постоянных конфликтах в садике, ребенок может замкнуться в себе. В таком случае, важно, чтобы воспитатель вовремя разрешил создавшуюся проблему, иначе возможен риск того, что у ребенка разовьется неуверенность в себе и страх перед самим общением. Помимо этого существуют случаи грубой некомпетентности самих воспитателей. Если ребенок систематически подвергается несправедливым упрекам со стороны взрослого персонала, то у него может сформироваться понятие, что это норма поведение, и что сила дает право унижать людей слабее себя.

Многие родители считают, что они не смогут так развить ребенка и подготовить его к школе, как это сделают в детском саду. Но никто не сможет донести новую информацию до ребенка так, как это сделали бы родители, и никого он так не послушает, как своих родных. А главное, в случае сложностей с изучением материала, мама с папой всегда помогут, и кроха не будет бояться познавать новое, он будет уверен в своих силах и стремиться вперед. При правильном подходе родителей к воспитанию и развитию, малыш может добиться гораздо больших успехов, нежели в детском саду. Читайте литературу по воспитанию, интересуйтесь методиками обучения, и результат не заставит себя долго ждать.

Еще один довод в пользу детского сада – если ребенок не будет ходить в детсад, то он не научится дисциплине и самоорганизации. В действительности, все не настолько однозначно. Ведь дома тоже можно, а на самом деле даже нужно, ввести распорядок дня. Организуйте день малыша, так чтобы всем было удобно, разнообразьте его всевозможными занятиями и играми, давайте интересные задания, позвольте ему быть немного самостоятельным.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, внимательно следите за его поведением. Насторожить должно, если малыш начал замыкаться в себе, стал равнодушен к любимым ранее играм, плачет перед походом в садик, нервничает без видимых причин и периодически приходит с синяками и царапинами. Поговорите с малышом, обсудите этот вопрос с воспитателем, если проблема есть, то ее надо решать.

Но не стоит думать, что отправлять ребенка в садик нельзя ни в коем случае. Садик садику рознь, при правильном выборе учебного заведения, детский сад может стать вторым домом для ребенка и принесет исключительно пользу и радость. И если Вы решили отдавать Ваше чадо в детский сад, к выбору нужно подойти очень ответственно.

В хорошем детсаде должен быть свободный доступ к информации о работе садика, его персонале, режиме, питании; в меню должны учитываться особенности конкретного ребенка; небольшие группы, не более 12 человек. Обязательно побеседуйте с воспитателем, пусть он расскажет Вам о своей методике обучения детей, можете поприсутствовать на одном занятии. Поговорите с родителями одногрупников, довольны ли они, охотно ли их ребенок ходит в этот детский сад.

Также вы можете рассматривать не только государственные садики, но и частные, или домашние сады, последние значатся «как центры по уходу за ребенком». Выберите наиболее подходящий вариант именно Вашему ребенку.

Итак, пример Северной Каролины. Думаю, понятно, что 1 звезду получает садик, который соответствует минимальным требованиям. С одной стороны маловато, но на самом деле уже хорошо - ведь некая проверка и оценка. Чтобы получить дополнительные звёздочки, нужно заработать баллы по многим компонентам за прошедший год: образование персонала, наличие оплачиваемого отпуска или иных дополнительных выплат у них же, сам процесс обучения детей, применяемые стандарты и подходы, не говоря уже о необходимом количестве педагогов, игрушек и свободной площади для игр и отдыха. Вот только некоторые пункты, которые берутся во внимание при проставлении так называемого рейтинга «окружающей среды» или атмосферы в детском саду:

  • Соотношение количества персонала и детей в учреждении;
  • Достаточно ли большая комната для детей и безопасно ли всё организовано;
  • Состояние и наличие материалов для игр;
  • Выполнение правил по смене подгузников/одежды, мытья рук;
  • Взаимоотношения между воспитателями и детьми и т.д.
Это только несколько требований из большого списка, поэтому легко представить, что в 5-звёздном садике листы ожидания свободных мест могут тянуться годами, хотя цена там явно очень высокая. При этом 3 звезды - это уже очень хороший результат. Если учесть, что детский садик должен вывесить свои баллы за каждый пункт на видное место, то очень легко разобраться, почему в одном учреждении чуть меньше, а в другом больше.

По-моему, такая оценка вполне разумное решение - во всяком случае, с точки зрения родителей. У них есть возможность сразу представить, за что они платят. К примеру, в Канаде детские сады стоят очень дорого. Цены очень варьируются, начиная от 500 канадских долларов, заканчивая (даже боюсь предположить) 1500 в месяц. Представьте, когда нужно отдать такую сумму за месяц, то, как минимум, хочется быть уверенным в этом учреждении. Тем более, если речь идёт о домашнем садике, где мама, имея своих детей, берёт ещё других малышей и присматривает за ними. Определить на глаз, почему один садик стоит в два раза дороже другого не всегда удаётся, поэтому наличие официальной системы проставления звёзд по конкретным и общедоступным требованиям меня привлекла.

Я не в курсе, насколько хороша эта система на самом деле, но однозначно можно сказать, что далеко не всегда от количества звёзд зависит качество заботы о детях в детском саду, поэтому основываться только на баллах точно нельзя. А какие у вас возникли мысли по этому поводу?



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 22.04 13:53

Моя сестра с криком ходила в дет.сад.Все соседние дома слышали как орала!Не любила,жуть! Теперь рассказывает,что няня ее называла "микроэлемент".Теперь-то она понимает,что это не матюкня какая-то,а кнстатация факта.Она маленького роста(сейчас ей 30 и 1м49см:)). Воспоминания нехорошие. Но свою дочку отдала в сад. Только не в 1,5года, как отдали ее, а почти в три.
Всегда есть "две стороны монеты".Думаю,что надо общаться с воспитателем.Расспрашивать про своего ребенка,рассказывать про его индивидуальные особенности. Мы вот привели племяшку к воспитателю и сказали: " За ребенком глаз да глаз нужен.Она может убежать с площадки.Будьте внимательны,пожалуйста."
Я считаю,что садик нужен.В целом положительное влияние оказывает.Но много зависит от воспитателей.
Всем удачи!!!

Ринатка Ахметова 22.04 13:54

Я походила в детсад около года, а потом наотрез отказалась. Сказала что буду сидеть дома одна, но туда не пойду. И сидела ведь! Пока отец с работы придет (он работал по сменам) сидела одна дома под столом, но в дет.сад не ходила! А что мне там не нравилось не помню...
Конечно детсады все разные. Мне одна женщина из Австралии прислала описание их детского сада и того, что там детям в плане воспитания, получения навыков дают, так мы читали всей семьей не один раз. Моя Юля и части того не может, что более младший ребенок уже умеет там! Я спрошу разрешения и опубликую может отрывок потом. Вот это я понимаю детсад! Ребенок из него уходить не хочет, представляете...
А у нас воспитатели голодные, пошли туда от безисходности, тех что от Бога мало все-таки...
Часто на детей кричат, заставляют сидеть на горшках по часу и т.п. ужастики. Частенько дети воспитателей просто бояться, они их давят психологически, губя личность и всех выравнивая под одну гребенку.
Конечно есть и много хорошего и самое главное общение и коллектив. Это в жизни очень нужно.
Я вот тоже все решаю проблему как дать хорошее развитие, любовь и одновременно коллектив ребенку. Пока пришла к мысли самой создать детсад
А у вас в Москве много же всяких садиков коммерческих, элитных и т.п. Где на 5 человек один воспитатель, знающий английский и все известные методики и т.д... Может поискать что-то такое, типа центра развития? Или это безумно дорого?
У нас в Омске есть один такой садик. Там дневная группа и занятия (они называют себя монтессори). Туда очередь на несколько лет вперед и сумашедшая оплата.
Нет, ну чем не бизнес!? Люди же готовы платить за образование, за хорошее отношение к твоему ребенку. Есть спрос и нет предложения. Что-то не так... рынок этого не допускает.
И еще меня несколько сдерживает от садика то, что у большинства садиковских детей моих знакомых очень частые ОРЗ. Ну практически только выпишут в садик, снова на больничный. Не хотелось бы гробить здоровье ребенка. Хотя бытует мнение, что ребенок должен находится во всевозможных инфекциях, это тренирует имунную систему. Но мое сердце никак не может с этим согласиться...