Урок по рассказу черкашина

Урок по рассказу черкашина " кукла" "блокадная сказка". Блокадная сказка Геннадий черкашин кукла краткое содержание

ученик 2 класса Пустынный Денис

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Прочти книгу о блокадном Ленинграде» (посвящается 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады) Пустынный Денис Лицей №387 2«В» класс

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Геннадий Александрович Черкашин Родился 13 сентября 1936 года в городе Севастополь. Здесь он провел свое детство и юность. Второй родиной для Черкашина стал Ленинград. Геннадий Александрович закончил Ленинградский университет, защитил диссертацию и сделал открытия в области физики. Талантливый ученый- физик начал писать еще в университете. После 30лет посвятил свою жизнь литературному творчеству. Является автором одного из лучших рассказов о ленинградской блокаде « Кукла», написанном в 1989году. Умер писатель 21 июня 1996 года. Похоронен в Севастополе.

«КУКЛА» Главные герои рассказа мама и ее дочка возвращаются в родной Ленинград, после снятия блокады. Пожилые мамины родители не выжили в блокадном Ленинграде. Квартиру заняла другая семья. Вещи были разграблены. Нужно было начинать жить заново.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Встреча с Машенькой Однажды, девочка, провожая подругу, в окне комиссионного магазина, увидела свою куклу Машеньку, которую ей подарил ее дедушка. Он привез куклу перед самой войной из Швеции. Девочка привела в магазин маму, они обнаружили там еще и голубой сервиз. Вещи сдали новые жильцы их квартиры.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кому война, а кому и мать родная Мама с девочкой поспешили к ним в надежде на то, что они заберут из магазина и отдадут им хотя бы куклу - единственную память о прошлом. Но поспешили напрасно. Бывают очень жадные и жестокие люди. Мама пообещала дочке, что они накопят денег и обязательно выкупят куклу. Не успели совсем чуть-чуть.

Грустная история Я считаю, что это лучшая книга для первого знакомства со страшным блокадным временем. Я хочу, чтобы все дети прочитали ее. Взрослые тоже не смогут остаться равнодушными. Эта грустная до слез история заканчивается очень печально, но правдиво.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сильная духом Меня поразила девочка, которая очень рано повзрослела духом. Она не заплакала, когда узнала, что ее куклу уже купили, хотя она безумно мечтала о ней. В ней хватило сил поддержать и пожалеть свою маму. Я уверен, что девочка вырастет добрым, отзывчивым, милосердным человеком. Я буду стараться быть похожим на нее.

Спасибо за внимание!

Источники информации Рассказ Г.А.Черкашина «Кукла» - Ленинград «Детская литература» Ленинградское отделение 1989 год Интернет «Википедия»- Биография Г.А.Черкашина

Геннадий Черкашин, щадя читателя-ребенка, не описывает подробности тогдашнего ленинградского быта, укрывает его от ужасов войны, как делают это и взрослые герои его блокадной сказки - мама, бабушка, дедушка. В их доме много месяцев нет тепла, света, воды, еды, но взрослые находят в себе силы на улыбку и смех, подбадривают маленькую девочку, которая не расстается с куклой, подаренной перед войной дедушкой-профессором. «А теперь будем пить чай “белая ночь”, - говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток, потому что заварка давно уже кончилась. А бабушка рассмеялась и проговорила: « Ну и выдумщица ты, “белая ночь” - вполне удачное название. А ты как находишь? - спросила она у дедушки…»

К счастью, девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из осажденного города. Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не случается - они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала. Но они уже научились за войну не ломаться под тяжестью обстоятельств, научились самому настоящему мужеству. Да бог с ними, с прекрасными фарфоровыми чашками и изящной скатертью. Но в магазине, за толстым витринным стеклом томится в заточении дедушкин подарок, единственная память о нем - кукла Маша, которую девочка любила больше всех других игрушек. Каждый день после уроков она прибегает к витрине и разговаривает с куклой, пересказывая ей новости и любимые книжки. И в какой-то момент мама решает во что бы то ни стало вернуть драгоценную игрушку домой. Можно себе представить, что это значило тогда, сразу после войны… Долго и трудно мама копит деньги, девочка ни о чем не напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается домой поздно, без сил. Для современного маленького ребенка, который привык быть в центре вселенной, привык, чтобы взрослые служили ему, это какая-то иная, непредставимая реальность. И он с удивлением узнает, что, оказывается, можно быть счастливым, почти ничего не имея, если не получать, а отдавать, надеяться и терпеливо ждать.

Эту книгу нужно читать не спеша, хотя можно с легкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о многих важных вещах. О потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них.

А еще эту маленькую книжку можно долго и внимательно рассматривать, потому что иллюстрировали ее замечательные питерские художники Г.А.В. Траугот. Это загадочное, сказочное имя - коллективный псевдоним отца и двух сыновей - Георгия, Александра и Валерия Трауготов. Они тоже пережили блокаду, и их рисунки к «Кукле» показывают жизнь людей во время войны такой, какой она была. И то, о чем ребенок не узнает из текста книги, он «прочтет» из иллюстраций. Уютный довоенный мир, гостиная, где вечерами вся семья собирается вместе под абажуром; нарядная кукла, мерцающее волшебными огоньками сказочно-счастливое детство… А дальше - заклеенные крест-накрест окна; разрушенные дома с обнаженными лестничными пролетами; фашистские самолеты с черными крестами, сбрасывающие бомбы на город; люди с саночками, везущие чайники с сырой невской водой, а порой и завернутые в простынку мертвые детские тельца размером не больше куклы… Но главное - лица. Лица детей и взрослых.

Жанр повествования обозначен автором как «рассказ», хотя, конечно же, это самая настоящая сказка, такая, какой ее представляют дети, - с яркими положительными и отрицательными героями, с сюжетом, который затягивает все сильнее. Чем дальше, тем страшнее, но теплится надежда: а вдруг девочка и кукла все-таки встретятся?.. Но история заканчивается по-андерсеновски грустно. Нет, не встретятся. Мама девочки не успела спасти куклу. Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду, не растерять в себе человеческое ее мама, бабушка, дедушка.

« - Мы опоздали. - Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. - Мы опоздали на целую неделю, - повторила она. - Кто-то уже купил твою Машу.
Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по ее рано поседевшим волосам.

Ничего, мама, - сказала девочка. - Ничего…»

Так заканчивается эта пронзительная история, которую обязательно нужно прочесть нашим детям. Не только потому, что этой зимой в городе на Неве будут торжественно отмечать 70-летие снятия блокады. «Кукла» излечивает детей от чрезмерной любви к себе и поворачивает их удивленные, распахнутые глаза к другим людям.

Елена Литвяк

Занятие основано на книге Геннадия Черкашина «Кукла». Это история о возвращении домой, о людях - хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.


Возраст : 6–8 лет (1–2 кл.)

КАК МОЖНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
1. Чтение вслух . Книга невелика и может быть прочитана вслух в течение одного урока внеклассного чтения. Чтение учителя можно сопровождать показом на экране отсканированных иллюстраций к книге. Можно взять в библиотеке (школьной, районной или городской) необходимое для класса количество экземпляров и читать вслух вместе с детьми, по очереди. После завершения чтения обсудите с детьми: что их поразило в книге? Что показалось странным и удивительным?
2. Работа в малых группах. Объедините детей в три небольшие группы и предложите каждой группе выполнить одно из заданий. Для выполнения заданий используйте материалы с сайта музея обороны и блокады Ленинграда ( , раздел «Узнать о блокаде. Книги»).

Группа 1 .
Рассмотрите фотографии блокадного Ленинграда. Самостоятельно придумайте подпись к каждой фотографии и подберите подходящую цитату из рассказа «Кукла». Расположите фотографии в том порядке, в котором происходят события «Куклы». Объясните свой выбор.
(Фотографии: буржуйка в блокадной комнате, прорубь на Неве, опрокинутый трамвай, эвакуация по Ладоге, эвакопункт после Ладоги, ленинградские дети в эвакуации, рытье могил, комнаты с выбитыми окнами, блокадная школа, витрина комиссионного магазина (желательно, с куклой).

Группа 2 .
Рассмотрите иллюстрации, выполненные Г.А.В. Трауготами к книге «Кукла». Подберите к каждой иллюстрации соответствующую цитату из книги. Расположите иллюстрации в том порядке, в котором они находятся в книге;

Группа 3 . Соотнесите события, происходящие с героями «Куклы», с хронологией блокады. Заполните таблицу: впишите в правую колонку таблицы цитаты из книги.

8 сентября 1941 Начало блокады Ленинграда
Ноябрь 1941 – март 1942 Первая и самая страшная блокадная зима:
– не работает водопровод,
– нет электричества,
– недостаток дров и еды
Ноябрь 1941 – март 1942 Работа ледовой трассы через Ладожское озеро
Ноябрь 1942 –март 1943 Вторая блокадная зима
18 января 1943 Прорыв блокады Ленинграда
Январь 1943 –январь 1944 В городе улучшается снабжение продовольствием,
возвращаются некоторые жители
27 января 1944 Полное снятие блокады Ленинграда

Цитаты из книги:

А) «Стояла холодная-холодная зима… В столовой стояла круглая железная печка - «буржуйка» с изогнутой, как у самовара, трубой. Дров не было, поэтому приходилось ломать стулья… Ещё помнила девочка, как они с мамой ходили с санками и с ведром и бидончиком на Неву, к проруби, за водой»
Б) «Она запомнила ту ночь: мокрый снег, который залетал под платок и залеплял глаза, взрывы бомб впереди, завывание мотора, плач какого-то мальчика, шёпот мамы…»
В) «В конце лета маме пришёл вызов из гороно, её просили вернуться в Ленинград для работы во Дворце пионеров»
Г) «Жили тут. Профессор с женой. Оба в блокаду с голода померли. Похоронили, надо думать, на Пискарёвке, там всех в блокаду хоронили, новое кладбище»
Д) «Эту квартиру одной тут… отдали. В блокаде не жила здесь, это уж точно, а муж её сюда привёз, когда кольцо прорвали, и поселил вместе со сродственниками.»
Е) «Через несколько дней мама пошла на работу во Дворец пионеров, а девочка первого сентября пошла в школу.»

Обсуждение: расскажите о результатах своей работы другим группам. Поразмышляйте:

  • почему в книге нарушена хронология событий?
  • представьте, что книга иллюстрирована не рисунками художников, а фотографиями блокадного времени. Что изменится в нашем восприятиисюжета?

3. Творческие мастерские
Познакомьте детей с историями других блокадных игрушек (в музее игрушек, в школьных музеях, семейных архивах). Предложите им создать виртуальный музей блокадной игрушки – пусть каждый создаст иллюстрацию к их историям, напишет небольшой рассказ или проведет историческое исследование…

ОБ АВТОРЕ КНИГИ
Геннадий Александрович Черкашин
(1936, Севастополь –1996, Санкт-Петербург) - писатель, публицист и журналист, ученый-физик, историк и философ, моряк и общественный деятель.
Родился в Севастополе. Переехал в Ленинград и поступил на физический факультет Ленинградского университета. После окончания университета начал работать инженером, научным сотрудником Агрофизического института, защитил кандидатскую диссертацию.
С 1966 года он начал публиковаться в журналах «Костер» и «Искорка», создал более 20 произведений для детей и подростков. Писатель посвятил свою жизнь и творчество двум городам - Севастополю и Санкт-Петербургу. Черкашин изучал историю любимых городов, активно участвовал в работе по воссозданию музея обороны и блокады Ленинграда, был одним из основателей Всемирного клуба петербуржцев.

__________________________________
О ХУДОЖНИКАХ КНИГИ
Г.А.В.Траугот — общая подпись, под которой публиковалась книжная графика трёх художников: Георгия Николаевича Траугота и его сыновей Александра и Валерия . Георгий Николаевич Траугот (1903-1961) был участником войны, работал над первой экспозицией Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, также над экспозициями Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного музея истории Ленинграда.
Александр Траугот (род. 1931) во время войны находился в блокадном Ленинграде, его младший брат Валерий (1936-2009) был эвакуирован в Тюменскую область. Георгий, Александр и Валерий Трауготы начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 году. Первые книги художники иллюстрировали втроём - отец и братья. Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами: Г. А. В. - Георгий, Александр, Валерий. После трагической гибели Г. Н. Траугота в 1961 году его сыновья, подразумевая развитие традиции, следуя выработанной вместе с отцом стилистике, оставили его имя в общей подписи.

__________________________________
О КНИГЕ
Елена Литвяк, историк, педагог

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В нашем детстве все называли ее просто «война» и сразу было понятно, о чем речь. А теперь это уже история: страницы учебников, цифры, факты и карты военных действий. И нашим детям почти не у кого узнать настоящей правды о жизни на войне. Среди свидетелей в живых остались лишь те, кого называют «дети войны». Геннадию Черкашину в 1941-м было всего шесть лет. И его маленькая книжечка «Кукла» – это не историческое повествование для детей о ленинградской блокаде. Это рассказ-притча о том, что война делает с человеком, с его душой. Точнее сказка, маленькая сказка о девочке и ее кукле, которые вместе переживают войну и блокаду.

Геннадий Черкашин, щадя читателя-ребенка, не описывает подробности тогдашнего ленинградского быта, укрывает его от ужасов войны, как делают это и взрослые герои его блокадной сказки – мама, бабушка, дедушка. В их доме много месяцев нет тепла, света, воды, еды, но взрослые находят в себе силы на улыбку и смех, подбадривают маленькую девочку, которая не расстается с куклой, подаренной перед войной дедушкой-профессором. «А теперь будем пить чай “белая ночь”, – говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток, потому что заварка давно уже кончилась. А бабушка рассмеялась и проговорила: « Ну и выдумщица ты, “белая ночь” – вполне удачное название. А ты как находишь? – спросила она у дедушки…»

К счастью, девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из осажденного города. Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не случается – они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала. Но они уже научились за войну не ломаться под тяжестью обстоятельств, научились самому настоящему мужеству. Да бог с ними, с прекрасными фарфоровыми чашками и изящной скатертью. Но в магазине, за толстым витринным стеклом томится в заточении дедушкин подарок, единственная память о нем – кукла Маша, которую девочка любила больше всех других игрушек. Каждый день после уроков она прибегает к витрине и разговаривает с куклой, пересказывая ей новости и любимые книжки. И в какой-то момент мама решает во что бы то ни стало вернуть драгоценную игрушку домой. Можно себе представить, что это значило тогда, сразу после войны… Долго и трудно мама копит деньги, девочка ни о чем не напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается домой поздно, без сил. Для современного маленького ребенка, который привык быть в центре вселенной, привык, чтобы взрослые служили ему, это какая-то иная, непредставимая реальность. И он с удивлением узнает, что, оказывается, можно быть счастливым, почти ничего не имея, если не получать, а отдавать, надеяться и терпеливо ждать.

Эту книгу нужно читать не спеша, хотя можно с легкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о многих важных вещах. О потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них.

А еще эту маленькую книжку можно долго и внимательно рассматривать, потому что иллюстрировали ее замечательные питерские художники Г.А.В. Траугот. Это загадочное, сказочное имя – коллективный псевдоним отца и двух сыновей – Георгия, Александра и Валерия Трауготов. Они тоже пережили блокаду, и их рисунки к «Кукле» показывают жизнь людей во время войны такой, какой она была. И то, о чем ребенок не узнает из текста книги, он «прочтет» из иллюстраций. Уютный довоенный мир, гостиная, где вечерами вся семья собирается вместе под абажуром; нарядная кукла, мерцающее волшебными огоньками сказочно-счастливое детство… А дальше – заклеенные крест-накрест окна; разрушенные дома с обнаженными лестничными пролетами; фашистские самолеты с черными крестами, сбрасывающие бомбы на город; люди с саночками, везущие чайники с сырой невской водой, а порой и завернутые в простынку мертвые детские тельца размером не больше куклы… Но главное – лица. Лица детей и взрослых.

Жанр повествования обозначен автором как «рассказ», хотя, конечно же, это самая настоящая сказка, такая, какой ее представляют дети, – с яркими положительными и отрицательными героями, с сюжетом, который затягивает все сильнее. Чем дальше, тем страшнее, но теплится надежда: а вдруг девочка и кукла все-таки встретятся?.. Но история заканчивается по-андерсеновски грустно. Нет, не встретятся. Мама девочки не успела спасти куклу. Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду, не растерять в себе человеческое ее мама, бабушка, дедушка.

« – Мы опоздали. – Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. – Мы опоздали на целую неделю, – повторила она. – Кто-то уже купил твою Машу.
Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по ее рано поседевшим волосам.
– Ничего, мама, – сказала девочка. – Ничего…»

Так заканчивается эта пронзительная история, которую обязательно нужно прочесть нашим детям. «Кукла» излечивает детей от чрезмерной любви к себе и поворачивает их удивленные, распахнутые глаза к другим людям.

__________________________________
ОБ ОПЫТЕ ЧТЕНИЯ КНИГИ «КУКЛА» В ДЕТСКОМ САДУ

Людмила Урсуленко, психолог

Книгу Геннадия Черкашина «Кукла» я выбрала для чтения с детьми прицельно. Моим воспитанникам было тогда по 6–7 лет, а это возраст, когда уже можно разговаривать на сложные темы, не слишком упрощая реалии. К сложным темам я отношу войну. И сложная она прежде всего для меня самой. Я давно хотела поговорить с детьми о Великой Отечественной войне, но никак не могла найти правильную тональность. Не знала, с чего начать свой рассказ. И я решила, что будет правильно, если дети посмотрят на войну не моими глазами, а глазами ребенка, живущего во время войны.
Книга лежит перед нами, и сначала мы рассматриваем иллюстрации - крупные, на целую страницу, а иногда и на весь разворот.
Ленинград. Мои красноярские дети не слышали о таком городе. Я пояснила, что теперь он называется Санкт-Петербург - это название им знакомо. Маша там даже была, город ей очень понравился, и она предложила нам всем посмотреть фотографии Санкт-Петербурга. Мы достали нашу самодельную книгу «Летняя азбука в картинках», нашли Машин фотоотчет об этой поездке и полюбовались красивыми зданиями.

На фотографиях город нарядный, а в книге на иллюстрациях заметны разрушения. Дети увидели стул, стоящий в разрушенной квартире, потом - бабушку с саночками и спросили, что она везет на них. Я решила оставить этот вопрос открытым, чтобы они смогли сами ответить на него, когда будут готовы.

Я рассказала о блокаде Ленинграда вражескими войсками. Дети все никак не могли поверить, что можно полностью окружить город, отрезать его от остальной страны, и что из-за этого его жителям начинает не хватать самого важного - еды и тепла. Они снова и снова спрашивали: «Почему это так?..»

Название книги - «Кукла» - показалось мальчишкам смешным, «девчачьим». Они ожидали обычных историй про игрушки и не понимали, зачем им слушать такую книгу. Я предложила послушать начало. Если будет неинтересно, то дальше можно не слушать.

Когда мы прочитали первую часть и собрались читать продолжение, мальчики подсели поближе, чтобы лучше видеть иллюстрации. И я поняла, что они не могут уйти.
Героиня книги - ровесница моих слушателей, и по тому, как внимательно они слушали рассказ и какие задавали вопросы, я понимала, что дети живо переживают ее историю. «Я бы хотела дружить с этой девочкой», - сказала Маша. Она, да и все остальные, восприняли ее как реальную девочку, живущую в далеком городе. А у мальчиков вызвал интерес сам город и изменения в нем, произошедшие во время войны и после нее.

Сначала мы читали книгу частями, так как много вопросов возникало по ходу.

Когда мы на другой день продолжили чтение, дети с самого начала обступили меня плотным кольцом. А я испытывала большое волнение. Дело в том, что история с Екатериной Сергеевной очень напоминает мою собственную. Дети об этом еще ничего не знали, а я очень хотела рассказать им, но опять не могла найти нужную тональность. И книга снова помогла мне.

  • «В конце лета маме пришел вызов из гороно: ее просили вернуться в Ленинград для работы во Дворце пионеров, - и они уехали, попрощавшись со всеми ребятами…
    Две девочки и мальчик, шестиклассники, запрягли кобылу Феню и повезли их на пристань, а за телегой бежал жеребенок Гришка и смешно подбрасывал задние ноги, и мама плакала, и девочки тоже».
    Я остановилась и спросила детей: «Как вы думаете, почему Екатерина Сергеевна уехала из Мышкина?» А они спросили в ответ: «Почему она не взяла детей с собой?» - «С этим трудно смириться, но иногда нужно расставаться», - попыталась объяснить я.
    Детям это не очень понятно. Когда выпускники нашего центра уходят в школу или когда воспитательница уходит в отпуск - это понятно. И это преодолимо: выпускники приходят в гости, а воспитательница возвращается отдохнувшей. (Правда, дети все время спрашивают вторую воспитательницу: «А она вернется?») Но зачем расставаться навсегда, да еще и добровольно?
    И тут я вдруг остро ощутила: наступил момент, когда мне нужно рассказать моим детям, что и я, как Екатерина Сергеевна, вскоре должна буду уехать в другой город, и мне придется оставить их. Я не смогу забрать их с собой, как бы мне этого ни хотелось…
    Наступила пауза, томительная и трудная, а я подумала: как хорошо, что со мной сейчас книга. Я бы не смогла рассказать это без нее, не хватило бы духу. А с книгой все проще, ведь в ней жизнь идет дальше. Мама с девочкой вернулись в Ленинград. Нам снова встретился трамвай, но не замерзший, а быстрый и звонкий. Жизнь возвращается на круги своя: мама с девочкой стали обживаться, ходить в школу и на работу.
  • «В школе девочка познакомилась с другой девочкой, пошла провожать свою новую подругу и, проходя мимо комиссионного магазина, вдруг увидела в витрине Машу».
    И вот мы снова оказываемся у витрины магазина. Девочки рассказывают продавцу про куклу.
    «Продавец - маленький тощенький старичок - наклонился к ним и вытянутыми губами почесал кончик своего носа».
    «Это как?» - удивилась я. Мы стали пробовать - и вдруг у Кати получилось! Оказывается, и такое возможно! Я мысленно поблагодарила автора: дети расслабились и немного приободрились. В тот момент они верили, что кукла вернется к хозяйке. А я набрала воздуха, потому что знала, чем заканчивается книга.
  • «.
  • Об истории создании иллюстраций. Александр Траугот о «Кукле» и блокаде: «Человеческое тепло - единственное, что грело» .
  • Программа «Вести». Алиса Бруновна Фрейндлих рассказывает о своих школьных блокадных буднях и Александр Георгиевич Траугот делится воспоминаниями и показывает свои детские рисунки .

Г. Черкашин

Посвящается Юлии Михайловне Лазуркиной

Cразу же после уроков девочка бежала к комиссионному магазину. Она вприпрыжку спускалась с крыльца, сворачивала налево, в конце квартала снова сворачивала налево и две остановки пробегала вдоль трамвайного маршрута номер одиннадцать, потом нужно было повернуть направо и бежать одну автобусную остановку - здесь на углу и находился комиссионный магазин. Но чтобы увидеть куклу в витрине, нужно было ещё раз повернуть за угол вот на этом углу сердце её билось особенно сильно, и было больно, и не хватало воздуха: а вдруг, думала она, вдруг там куклы уже нет.

Однако кукла всё ещё была здесь. Вместе с плюшевым медвежонком. Медвежонок смотрел на куклу и протягивал ей голубой и красный резиновый мяч - она смотрела на прохожих, которые проходили мимо, каждый по своим делам.

Здравствуй, Машенька, а вот и я, - говорила девочка и становилась так, чтобы кукла смотрела только на неё, и ей казалось, что, увидев её, кукла начинает улыбаться. Девочка моргала и тоже улыбалась. - Ты соскучилась? спрашивала она, подходя вплотную к витрине. - Ты ждала меня?.. А я принесла тебе книжку показать, с красивыми картинками. Подожди, я сейчас её достану из портфеля.

Девочка поставила портфель на тротуар и вытащила из него книжку. Это были сказки дядюшки Римуса. И девочка первым делом показала кукле красивую обложку и сказала:

Вот, видишь, это братец Кролик, а вот это… братец Лис. Знаешь, братец Лис хотел съесть братца Кролика, но братец Кролик был такой хитренький и такой умный, что братец Лис оказался в дураках.

Перелистывая книжку и показывая кукле картинки, девочка пересказала ей все сказки.

Ну, тебе понравилась книжка? - спросила девочка, когда закрыла последнюю страницу. А мне она очень понравилась, очень-очень! Ах, Машенька, - продолжала девочка, если бы ты только знала, как мне хочется, чтобы ты вернулась домой. Мама обещала, что она тебя вернёт, ты только подожди. Мы только сошьём тебе новое платье из моего старого, из которого я уже выросла, и я тебе завяжу мой голубой бант.

Куклу в витрине магазина девочка увидела случайно и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка, профессор. Он привёз её из Швеции, куда ездил по научным делам, привёз специально в подарок девочке в день её рождения. Когда дедушка дарил куклу девочке, все гости рассмеялись, потому что и кукла, и девочка были одного роста. Они даже спали в одной кроватке, и девочку всегда удивляло, почему Маша такая послушная: сразу же, как только мама укладывала её в кровать, она закрывала глаза, и мама говорила: «Вот видишь, какая Машенька умница, видишь, она уже и глазки закрыла, и в кроватке не вертится, как ты, а лежит тихо-тихо, спит».

Девочка рассталась с Машенькой в блокаду. Стояла холодная-холодная зима, это девочка помнила. Серебристые, в красивых узорах, замёрзшие окна. В столовой стояла круглая железная печка - «буржуйка» с изогнутой, как у самовара, трубой. Мама растапливала её утром и вечером. Дров не было, поэтому приходилось ломать стулья, а потом их рубить на маленькие чурочки. Ах, как хорошо вспыхивал огонь в «буржуйке», когда мама бросала в огонь свёрнутую в жгут газету! Огонь в печке гудел, на конфорке закипал чайник, и так не хотелось, чтобы «буржуйка» остывала. И бабушка, и дедушка, и мама, и девочка, кто в пальто, а кто в шубе, садились вокруг «буржуйки» и тянули к ней, к её дышащим жаром бокам руки, и тепло горячило ладошки, а ещё щёки, губы и шею. «А теперь будем пить чай „белая ночь“», - говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток, потому что заварка давно уж кончилась. И мама, когда это случилось, сказала: «Ну ничего, будем теперь пить чай „белая ночь“». А бабушка рассмеялась и проговорила: «Ну и выдумщица ты, „белая ночь“ - вполне удачное название, а ты как находишь?» - спросила она у дедушки, и дедушка сказал: «Да, милая, новый вид чая вполне адекватен действительности». - «Дедушка, - спросила тогда девочка, - это что ещё за слово такое непонятное?» - «Немножко ещё подрастёшь и узнаешь», - смеясь, сказал дедушка.

Ещё помнила девочка, как они с мамой ходили с санками и с ведром и бидончиком на Неву, к проруби, за водой. Она помнила, что в одном месте на проспекте на боку лежал трамвай большой, заиндевевший, присыпанный снежком трамвай с прижатой к крыше дугой и заиндевевшими колёсами. «Что это с трамваем? - спросила девочка. - Он что, спит?» «Да, - сказала мама. - Он как наша соседка: она легла спать и не проснулась». - «Почему наша соседка не проснулась?» - спросила девочка. «У неё уже не было сил проснуться, - сказала мама, - и она замёрзла».

Блокадная сказка

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В нашем детстве все называли ее просто «война» и сразу было понятно, о чем речь. А теперь это уже история: страницы учебников, цифры, факты и карты военных действий. И нашим детям почти не у кого узнать настоящей правды о жизни на войне. Среди свидетелей в живых остались лишь те, кого называют «дети войны». ( О блокаде презентация )

Геннадию Черкашину в 1941-м было всего шесть лет. И его маленькая книжечка «Кукла» – это не историческое повествование для детей о ленинградской блокаде. Это рассказ-притча о том, что война делает с человеком, с его душой. Точнее сказка, маленькая сказка о девочке и ее кукле, которые вместе переживают войну и блокаду.( ПРО АВТОРА )

Работа по содержанию :

1 Как в доме девочки появилась кукла? (привез из Швеции дорогую куклу дедушка-профессор)

    Когда Д. рассталась с ней? (В блокаду)

    Почему К не взяли с собой? (она могла занять место какому-либо ребенку)

    Почему мама не разрешала называть себя мамой? (ч …….К счастью, девочку вместе с мамой (директором детского дома) удалось вывезти из осажденного города

    Что произошло с бабушкой и дедушкой? (умерли от голоа, похоронены в братской могиле)

    Как К оказалась в комиссионном магазине7 (

    Как отреагировали на просьбу мамы НОВЫЕ Жильцы их квартиры?

    Удалось ли вернуть К? НЕТ . Можно себе представить, что это значило тогда, сразу после войны… Долго и трудно мама копит деньги, девочка ни о чем не напоминает, ничего себе не просит, сама готовит маме обед, когда та возвращается домой поздно, без сил . Для современного маленького ребенка,

Геннадий Черкашин, щадя читателя-ребенка, не описывает подробности тогдашнего ленинградского быта, укрывает его от ужасов войны, как делают это и взрослые герои его блокадной сказки – мама, бабушка, дедушка. В их доме много месяцев нет тепла, света, воды, еды, но взрослые находят в себе силы на улыбку и смех, подбадривают маленькую девочку, которая не расстается с куклой, подаренной перед войной дедушкой-профессором. «А теперь будем пить чай “белая ночь”, – говорила мама, наливая в чашки кипяток, один лишь кипяток, потому что заварка давно уже кончилась. А бабушка рассмеялась и проговорила: « Ну и выдумщица ты, “белая ночь” – вполне удачное название. А ты как находишь? – спросила она у дедушки…»

. Они возвращаются после Победы в свой чудом уцелевший дом, изо всех сил надеясь встретить там бабушку с дедушкой. Но еще одного чуда не случается – они погибли, в доме живут чужие люди, которые продали все их вещи в комиссионный магазин, а маме с девочкой оставлена лишь пустая комната с выбитым стеклом. Им приходится начинать жизнь сначала. Но они уже научились за войну не ломаться под тяжестью обстоятельств, научились самому настоящему мужеству. Да бог с ними, с прекрасными фарфоровыми чашками и изящной скатертью.

Но в магазине, за толстым витринным стеклом томится в заточении дедушкин подарок, единственная память о нем – кукла Маша, которую девочка любила больше всех других игрушек. Каждый день после уроков она прибегает к витрине и разговаривает с куклой, пересказывая ей новости и любимые книжки. И в какой-то момент мама решает во что бы то ни стало вернуть драгоценную игрушку домой. который привык быть в центре вселенной, привык, чтобы взрослые служили ему, это какая-то иная, непредставимая реальность. И он с удивлением узнает, что, оказывается, можно быть счастливым, почти ничего не имея, если не получать, а отдавать, надеяться и терпеливо ждать.

Эту книгу нужно читать не спеша, хотя можно с легкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о многих важных вещах. О потерях, верности и честности; о том, что вещи, какими бы прекрасными они ни были, могут быть ценны не сами по себе, а лишь благодаря памяти о человеке, благодаря любви, явленной через них.

Жанр повествования обозначен автором как «рассказ», хотя, конечно же, это самая настоящая сказка, такая, какой ее представляют дети, – с яркими положительными и отрицательными героями, с сюжетом, который затягивает все сильнее. Чем дальше, тем страшнее, но теплится надежда: а вдруг девочка и кукла все-таки встретятся?.. Но история заканчивается по-андерсеновски грустно. Нет, не встретятся. Мама девочки не успела спасти куклу.

Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду, не растерять в себе человеческое ее мама, бабушка, дедушка.

« – Мы опоздали. – Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. – Мы опоздали на целую неделю, – повторила она. – Кто-то уже купил твою Машу.
Мама не смотрела на девочку. Она сидела, не шелохнувшись, и смотрела на крышу противоположного дома. Девочка тихо подошла к ней и провела рукой по ее рано поседевшим волосам.

Ничего, мама, – сказала девочка. – Ничего…»

Так заканчивается эта пронзительная история, которую обязательно нужно прочесть нашим детям. Не только потому, что этой зимой в городе на Неве будут торжественно отмечать 70-летие снятия блокады. «Кукла» излечивает детей от чрезмерной любви к себе и поворачивает их удивленные, распахнутые глаза к другим людям.