Урок труда в детской мастерской юрия сыркова. Здоровье детской комнаты Юрий сырков детские

Урок труда в детской мастерской юрия сыркова. Здоровье детской комнаты Юрий сырков детские

Детская играет немаловажную роль в развитии ребёнка – это интересно и достойно внимания каждого неравнодушного родителя. Мы побеседовали с автором необычных и уникальных решений для детского досуга Юрием Сырковым.

– Что вас побудило обратиться к вопросу организации детского игрового пространства?
– Когда я был ребенком, «быть художником» представлялось мне недостижимым идеалом. После школы мне выпало счастье окунуться в творческую атмосферу архитектурного техникума, привившую мне привычку мыслить творчески и конструктивно. Но, оставаясь художником, я всегда видел во всякого рода «проектной документации» помеху, сковывающую живое творческое делание – процесс, похожий по своей сути на детскую игру. Поэтому, постепенно и как-то сам собой, возник формат, в котором проектирование и исполнение проекта единовременные. По сути, я скульптор, творящий скульптуру пространства как бы изнутри. В этом смысле архитектурное проектирование, психология восприятия и педагогика, выступают неотъемлемыми (но все же служебными) инструментами рабочего процесса.

фото Сырков 2.jpeg

– При создании пространства для ребёнка что является основополагающим?
– Конечно, пропорции и визуальный статико-динамический баланс конструкций. Визуальное восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщат душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» – недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состояние – хаос. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребенка формы должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие пропорции.

Из многолетнего опыта я заключил, что именно они, в степени большей, чем это может показаться на первый взгляд, воздействуют на развитие чувств, формирование мышления и воспитание воли ребенка. Более подробные рекомендации по организации интерьера для ребёнка можно посмотреть .

– Какой конечный продукт, на ваш взгляд, должен получиться при создании места игры для ребёнка?
– Конечным «продуктом» мне представляется юноша или девушка, стоящие на пороге взрослой жизни, полные жизненных сил и внутренней свободы. Мои постройки я сравниваю с музыкальным инструментом, который недостаточно просто иметь – на нем еще нужно научиться играть. Это задача родителей и педагогов. К сожалению, современные родители подчас сильно озабочены «ранним развитием», слова «успешный» и «счастливый» представляются им синонимами, а ребенок, при этом, не знает, что можно просто играть.

Собственно, моим «продуктом» я считаю не «мебель», а создание условий для здорового педагогического подхода, отвечающего архитипическим потребностям ребенка . Поэтому прежде, чем приступить к сотрудничеству, я всегда задаюсь вопросом о том, что людям надо – «дети» или «мебель». «Мебель» я не делаю.

– Как рождаются ваши идеи? Используете ли вы чертежи, схемы, как долго работаете над проектом?
– Главное решение – стратегический вектор – из-за многолетнего опыта работы рождается, как правило, сразу после того, как я попадаю в пространство, и мне становится ясна задача. Процесс же вызревания тактических шагов подвержен маятниковому «принципу полярностей» – то, вдруг, все делается само собой (легкость), то творческий процесс застопоривается, порождая периоды душевной боли и отчаяния. К такому «неудобству» я привык и в шутку называю для себя эти периоды «попутным или встречным ветром».

фото Сырков 3.jpg

Ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю. Мои основные инструменты в этом смысле – четкое представление о процессах, пронизывающих пространство, и малярный скотч, которым я делаю «большой эскиз» на месте. Работаю концентрированно, не спеша, не долго.

– Как окружающее пространство влияет на формирование детского мироощущения, может ли оно повлиять на формирование и становление личности ребёнка?
Очень серьезная тема, которую бы я обозначил как «Визуальная диетология». Вы очень верно употребили слово мироощущение. Мироощущение это то, что предшествует мировоззрению. Но, к сожалению, в век материализма, с одной стороны, выработалась стойкая привычка обывателя «мироощущение», как фактор, игнорировать; с другой стороны, возникает впечатление, что мастера идеологий, преследуя непонятные для обывателя цели, не просто научились влиять на мироощущение человека с раннего возраста, но и стали этим злоупотреблять.

Пропорции и динамика пространств – действенное средство формирования мироощущения, но пропорции и статико-динамический баланс бывают разными, как и человеческие сообщества, которые эти пропорции и динамику «визуально потребляют». По силе и значимости с воздействием пропорции может сравниться разве что воздействие цвета. Надо сказать, что ритмы и формы, цветовые сочетания, материалы и фактуры воздействуют на формирование восприятия и мышления, (и, в конечном счете, на уровень самосознания личности в целом). Это очень интересная тема, которую я почти всегда затрагиваю на семинарах.

– Расскажите об интересных, на ваш взгляд, проектах, которые были реализованы?
Пожалуй, можно вспомнить первый из «крупных» социально значимых проектов, который начинался очень постепенно, но зато работает и по сей день. Московской школе «Путь Зерна» около пятнадцати лет. Атмосфера школы во многом опирается на трактовку пространства и в значительной мере из этой трактовки произрастает.

Социально значимые проекты для меня ценны еще и потому, что помимо «прямого результата» в них присутствует косвенный эффект. Так, например, с участием родителей было сделано несколько пространств в различных детских садах и школах. Ребенок, видящий своего папу (и других «дядей и тетей» родителей одноклассников) в таком, по городским меркам, необычном ракурсе, получает на всю жизнь неоценимый социальный опыт и еще что-то очень важное, дающее силы и волю к созиданию жизни.

Говоря о текущих проектах, стоит упомянуть «Детскую Мастерскую «Урок Труда» . Это мастерская «самообслуживания», где каждый взрослый посетитель автоматически превращается во «внештатного сотрудника», где «никто никого не учит», а просто каждый занят (а в идеале – увлечен) своим делом и одновременно готов к взаимопомощи. В этом пространстве все – и правила, и ритмы, и подход к делу словно бы иррациональны, как бы вырваны из клише современности, и вместе с тем отвечают ее насущным потребностям.

– Мне нравятся интерьеры , но я совершенно не умею держать в руках молоток и плохо понимаю в дизайне интерьера. Что вы можете мне посоветовать?
К сожалению, люди падки на внешность, заслоняющую суть – это нормально, но это неэффективно. На небольших семинарах я предпочитаю предложить участнику вместо «рецепта-рыбы» «рецепт-удочку» – способность видеть «невидимые» процессы детского пространства и облекать их в формы, отвечающие потребностям детского восприятия. Научиться держать молоток и пилу несколько сложнее, чем освоить сноуборд, но, при желании, можно управиться за месяц. Заказать «интерьер» проще, но что касается сферы ценообразования, то термин «расценка» в неё абсолютно не вписывается, так как мое индивидуальное ощущение пространства, социально-педагогического контекста и, вообще, ситуации в целом превалирует над формальными «общедоступными» параметрами.
Что касается «ограничений», то главным препятствием мне представляется неинтересная, пресно-безвкусная, мелкая (независимо от габаритов пространства) задача.

– Как люди узнают о вас?
Мне трудно себя «позиционировать», многие называют меня почему-то архитектором, хотя, расхожее представление об этой профессии плохо сочетается с тем, что я делаю. Кроме того, все эти «постройки», по которым обо мне судят, лишь видимая часть и внешнее выражение более значимых процессов. Я не особо себя рекламирую, так как считаю, что если дело действительно нужное, то оно в рекламе и не нуждается. Что же касается сотрудничества с «властями», то вряд ли им интересен художник, творчество которого не выносит и тени бумажного формализма.

– Какие материалы используете при создании детского пространства? Дерево, «живая материя», отсутствие искусственных материалов, пластика – сознательный выбор?
Для детей действительно предпочтительнее использовать природные, притом, не слишком выхолощенные материалы. Вместе с тем, я уверен, что страх перед «пластиком» значительно вреднее всяких «формальдегидов», а излишняя приверженность продажному термину «эко» плохо сказывается на иммунитете. Ведь рафинированные «экоизделия» так же далеки от природы, как и то «вредоносное», которому они себя противопоставляют. Здравый смысл в контексте конкретной ситуации – самое «экологичное» решение для физического, душевного и духовного здоровья ребенка.

– Где возможна реализация ваших проектов?
Реализация моих проектов возможна везде, где «серьезные люди» не навязывают детской игре взрослые правила, продиктованные прокрустовым ложем собственных представлений. Хорошие постройки воздвигаются не в квартирах, клубах и детских центрах, а в людях, семьях и сообществах, понимающих свободу как ответственность, и открытых к самопознанию.

Представьте себе, что урок идет не 45 минут, а 2-3-4 часа, но ученики, увлеченные познавательным процессом, не спешат на перемену, да и возраст учеников не всегда школьный. В Мастерскую Урок труда» приходят дети с трех-четырех лет. Вместе с опытными наставниками ребята мастерят деревянные машинки, домики, шьют игрушки, лепят из глины, куют железо, сочиняют книжки, печатают их и переплетают, перемалывают муку на настоящих жерновах и потом пекут из нее хлеб.

Идея создания такой Мастерской принадлежит Юрию Сыркову (на фото выше), автору проекта по созданию детских интерьеров «Живые пространства», главным принципом которых является ощущение света и простора, при котором визуальное зонирование превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков каждый из которых самодостаточен. Юрий говорит, что это отношение воспитывает в ребенке, с одной стороны, открытость и доверие к миру (простор и свет), с другой - уверенность в себе и в своем ближайшем окружении (уют).

Этот же принцип реализован и в самой Мастерской. Все элементы интерьера выполнены из натуральных материалов, а уютное пространство разделено на несколько зон: столярная мастерская, мини-типография, кухня с большим обеденным столом и несколько уютных уголков: топчан с подушками, ниша в глубине стены для творческого уединения. Такое пространство не только создает эмоциональное единение от общего творческого процесса, смешивая запахи свежей выпечки, деревянной стружки и обожженной глины, но и расширяет внутренние границы, заражая желанием попробовать себя во всех видах мастерства.

Здесь нет классической формы обучения, при которой учитель дает задание, а дети выполняют. Процесс больше похож на совместный труд мастера и подмастерьев. Основная система занятий в Мастерской это абонементное посещение, т.е. ребенок приходит самостоятельно или с родителями и в часы работы Мастерской и занимается свободным творчеством. Сделав взнос в 3500 руб. в течение месяца можно посещать любые занятия мастеров . Взрослые, которые приходят с детьми за посещение не платят, но автоматически превращаются во внештатных сотрудников, готовых помочь любому ребенку или работают над своим проектом неподалеку.

Чаще всего в Мастерской звучит фраза «Я сам!». И дети, которые еще вчера боялись отойти далеко от мамы в незнакомом пространстве, удивительно быстро обретают самостоятельность в процессе адаптации в Мастерской.

В Мастерской можно научиться строгать, пилить, шить и красить ткань и дерево, лепить из глины и пластилина, ковать, сочинять книжки, печатать их и переплетать и многое другое, список постоянно увеличивается. Самое главное — получившаяся вещь должна быть утилитарной, способной поддержать живые процессы игры и жизни, а не очередным ненужным сувениром. Так, например, при работе с кожей получались прекрасные сандалии, в которых можно было ходить, а деревянные брусочки превращались в настоящие игрушки.

Помимо абонементного посещения в Мастерской существуют кружки и проекты. Занятия в кружках проходят с приглашенными педагогами, на них существует предварительная запись и оплачиваются они отдельно. Расписание кружков обновляется на сайте Мастерской.

Проекты, в отличие от кружков, объедены какой-нибудь одной затей и рассчитаны на длительный период. Например, постановка спектакля с самостоятельным изготовлением всего реквизита и декораций. Мастера с детьми делают куклы для театра теней по конкретной сказке, потом репетируют эту сказку, а в конце конкретного логического срока (по ситуации, когда куклы и актёры готовы) проводят финальное выступление, т.е. показывают сказку. В конце делается ширма для показа театра, в итоге за несколько занятий ребёнок делает сам свой театр теней. Присоединиться к проекту можно на любом этапе, изготовленные детьми куклы дети могут забрать домой.

Кроме спектаклей в Мастерской есть проект, посвященный созданию сказок и мультиков. Дети, родители и мастера совместно делают мультфильм по мотивам любимых сказок, песен и стихов, используя разную технику (пластилиновую, рисованную, крупяную и даже световую)и разные медиа-технологии (анимация, монтаж, создание сюжета и сценария). Проект может быть индивидуальным, основанным на семейной истории, воплощенной в самостоятельно изготовленной книге или семейном мультфильме, где каждый персонаж это реальная личность.

Каждый проект (долгосрочный или мимолетный) имеет свое название, участников, оговоренные временные рамки реализации и куратора, который координирует как внутрипроектную деятельность, так и точки ее соприкосновения с другими проектами. С предложением о новой затее можно обратится к любому сотруднику Мастерской, она будет рассмотрена Советом Мастерской и если она вписывается в формат педагогической направленности Мастерской, то ей будет присвоен статус проекта. Узнать о действующих или готовящихся проектах можно в специальном разделе сайта.

А еще в Мастерской проходят спектакли, концерты и праздники, когда пространство превращается в зрительный зал, а затем также легко трансформируется в игровую комнату.

За много лет в моей практике сложились некоторые правила, к которым стоит стремиться при создании детского интерьера. С удовольствием поделюсь с вами своим опытом .

Но, прежде чем приступить к изложению «свода рекомендаций», хочу коротко коснуться проблемы, которая всё ещё очень актуальна и представляет собой одну из самых распространённых болезней жилья вообще и детских помещений в частности.

Речь идёт об элементарной захламлённости пространства вещами, которые, как обыкновенно нам кажется, «необходимы», но при этом не используются годами. Если для взрослого такая ситуация чревата депрессией, то для ребёнка это неблагоприятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Подробнее этой темы мы коснёмся в будущих публикациях, а в рамках этой статьи хочу лишь сказать, что если не решена эта проблема, то нижеследующие правила мало чем помогут исправить ситуацию.

Пространство

Итак, первое из этих правил гласит: в пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пребывание в нём должно вызывать ощущение целостности, света и простора. Поменьше громоздких предметов, и, по возможности, оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ребёнка слушает пространство, она не терпит тесноты.

Зонирование

Второе правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно чёткое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков, каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего.

Приводя в связь первые два правила, скажем:

– целое – должно дарить ощущение простора

– части целого – воплощение защищённости и уюта.

Если в нашем контексте представить символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир – Дом». Это отношение воспитывает в ребёнке, с одной стороны, открытость и доверие к миру (простор и свет), с другой – уверенность в себе и в своём ближайшем окружении (уют).

Правило иероглифа

Третье правило я назову «Правилом иероглифа». Что это означает? Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется – «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иероглиф гласит – «Готовим в армию». Если на полке лежат бумага и мелки, он означает «Рисовать». Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то взгляд почувствует то же, что и лошадь, которой дали шпоры, сказав «вперёд» и одновременно натянули поводья, что означает «стоп». В этом случае восприятие ребёнка находится в состоянии парадокса. Если подобные иероглифы – «нормальная» практика окружения, то восприятие «встаёт на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи. Иероглиф – это визуальная директива! Какие действия становятся последствиями неудачных «директив» можно наблюдать, оставив раз пять подряд неубранной комнату малыша. Хорошие «визуальные иероглифы» – залог развития здоровой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем – помощники в постановке продуктивного мышления ребёнка.

Правило хранения

«Правило иероглифа» восходит к искусству композиции и его крайне сложно придерживаться, если не соблюдено следующее правило – «Правило хранения». Оно гласит, что каждая вещь хранится в той зоне, к которой она принадлежит и вещей должно быть ровно столько, сколько в состоянии охватить актив детского сознания. Так же, как человек не может качественно переварить съеденные зараз четыре обеда, так же и детское восприятие затрудняется с качественным усвоением гор игрушек, книжек, одежды, старых рисунков, сувениров и подарков добрых родственников. Дети (из инстинкта самосохранения) просто перестают всем этим пользоваться. При планировании детской комнаты каждой категории вещей отводится отдельное место, и на этом месте «категория» живёт в виде постепенно обновляющейся коллекции. Эта коллекция сильна не количеством, а функциональностью, целостностью, сочетаемостью экспонатов и обозримостью для детского восприятия.

Чтобы было проще разобраться с «Иероглифами детского пространства» и «Правилом хранения» стоит при планировании детской соблюдать несколько «технических» правил:

Мебель, предметы интерьера, вещи, игрушки и пр. должны быть так расставлены, чтобы в комнате было легко делать влажную уборку. Нужно проявить изобретательность, чтобы свести к минимуму места скопления пыли.

Войдя в комнату, с порога мы видим окно. Недопустимо, чтобы путь этому взгляду преграждал шкаф, кровать и т.п. Самое светлое место у окна лучше ничем не занимать и по возможности оставить свободным. К этой зоне примыкает стеллаж игрушек, и ребёнок играет «на площади».

Очень хорошо, когда в детской есть зона «гостиной» – круглого или ещё лучше полукруглого стола, за которым может уместиться насколько человек. Эта зона примыкает к «светлому месту» и при ней состоят иероглифы «Читать», «Рисовать», «Мастерить».

Спальное место и гардеробчик лучше располагать в дальней от окна части комнаты. При этом неплохо, чтобы, просыпаясь утром, ребёнок видел окно. Если детей больше одного, то у каждого должен быть персональный (невысокий) шкаф для одежды, в котором хранится хорошо обдуманный и обозримый для ребёнка актив одежды. Вся другая одежда (пассив) хранится не здесь.

Неплохо, если появится возможность организовать достаточную автономию таких зон, как «Кабинет» (учить уроки), «Мастерская» с верстачком и нехитрым инструментом, «Кукольный дом».

Функция, которую выполняет «спорткомплекс», – необходимый атрибут детской. Сами же спорткомплексы лично я недолюбливаю, т.к. все они отдают чем-то «квадратно-гнездовым и пожарно-дрессировочным». Детскую потребность полазить, повисеть и покачаться я решаю другими средствами. Многоуровневое пространство со «скворечником» под потолком, куда не поместится ни один взрослый – предел мечтаний малыша.

Баланс

Внимание! Я попробую в двух словах описать важное и непростое «Правило статико-динамического баланса». Визуальное восприятие, помещённое в окружение статических форм, не сообщает душе подвижности. Последствиями долгого пребывания в «статике» являются недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состоянию – состояние хаоса. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития ребёнка хорошо, чтобы формы окружения были визуально динамичны, но сохраняли подвижное равновесие (устойчивость) и имели хорошие пропорции.

Главное

Последним и главным правилом в этом списке рекомендаций стоит «Правило лёгкости исполнения» – всё, что вы делаете в детской комнате, должно быть исполнено с лёгкостью, удовольствием и в хорошем настроении. Работы в детском пространстве – это (лишённая излишней эмоциональности!) игра, которая загадочным образом отпечатлевается на стенах, и ещё долго продолжает звучать из пространства, наполняя детскую комнату равновесием активности и спокойствия.

В заключение хочу заметить, что всякого рода «рецепты» лишь подсказка, намёк, но ни в коем случае не «директива». Правил много, педантизм же – противник творчества. Спокойно понаблюдайте за поведением ребёнка в детской комнате и, в процессе наблюдения, постарайтесь как можно дольше воздерживаться от каких-либо суждений и выводов (что чрезвычайно сложно). Дайте пожить этому переживанию до следующего дня, и детская комната предстанет перед вами в новом свете. Творческих вам успехов!

Одним из спикеров на нашем будет Юрий Сырков — мастер своего дела по созданию эстетичных и функциональных пространств для детей. В своей статье он говорит об основных принципах здоровой среды для ребенка.

Многолетний опыт создания интерьеров для детей позволил сформулировать некоторые правила и положения к которым стоит стремиться при создании детского интерьера и которыми я с удовольствием поделюсь со всеми заинтересованными родителями.

Но, прежде чем приступить к изложению «Свода рекомендаций», хочу коротко коснуться проблемы, которая, как показывает практика, все еще актуальна и представляет собой одну из самых распространенных болезней жилья вообще и детских помещений в частности. Речь идет об элементарной захламленности пространства вещами, которые, как обыкновенно кажется владельцу, «необходимы», но при этом не используются годами. Если для взрослого такая ситуация чревата обыкновенной депрессией, то для ребенка это неблагоприятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Подробнее этой темы мы коснемся в других публикациях, а в рамках этой статьи хочу лишь сказать, что если не решена эта проблема, то нижеследующие правила абсолютно непригодны для использования.

Итак, первое из этих правил гласит: В пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пространство должно вызывать ощущение целостности, света и простора. Поменьше громоздких предметов, и, по возможности оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ребенка слушает пространство, она не терпит тесноты.
Второе правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно четкое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего.
Приводя в связь первые два правила, скажем:
Целое – должно дарить ощущение простора
Части целого – воплощение защищенности и уюта.
Если в нашем контексте представить Символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир – Дом». Это отношение воспитывает в ребенке, с одной стороны, открытость и доверие к миру (простор и свет), с другой уверенность в себе и в своем ближайшем окружении (уют).
Третье правило я назову «правилом иероглифа». Что это означает? Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется – «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иероглиф гласит - «Готовим в армию». Если на полке лежат бумага и мелки, он означает «Рисовать». Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то Взгляд почувствуют то же что и лошадь, которой дали шпоры, сказав «вперед» и одновременно натянули за поводья, что означает «стоп». В этом случае восприятие ребенка находится в состоянии парадокса. Если подобные иероглифы «нормальная» практика окружения, то восприятие «встает на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи. Иероглиф это Визуальная директива! Какие действия становятся последствиями неудачных «директив» можно наблюдать, оставив раз пять подряд неубранной комнату малыша. Хорошие «Визуальные иероглифы» – залог развития здоровой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем помощники в постановке продуктивного мышления ребенка.

Если вы хотите более подробно узнать о том, как на самом деле должны создаваться «Живые пространства» для детей и взрослых, приглашаем вас на встречу с Юрием Сырковым в рамках 26 сентября в 16:00.
Чтобы попасть на встречу, нужно просто приобрести билет на наш Осенний Марафон

Детская играет немаловажную роль в развитии ребёнка – это интересно и достойно внимания каждого неравнодушного родителя. Мы побеседовали с автором необычных и уникальных решений для детского досуга Юрием Сырковым.

– Что вас побудило обратиться к вопросу организации детского игрового пространства?
– Когда я был ребенком, «быть художником» представлялось мне недостижимым идеалом. После школы мне выпало счастье окунуться в творческую атмосферу архитектурного техникума, привившую мне привычку мыслить творчески и конструктивно. Но, оставаясь художником, я всегда видел во всякого рода «проектной документации» помеху, сковывающую живое творческое делание – процесс, похожий по своей сути на детскую игру. Поэтому, постепенно и как-то сам собой, возник формат, в котором проектирование и исполнение проекта единовременные. По сути, я скульптор, творящий скульптуру пространства как бы изнутри. В этом смысле архитектурное проектирование, психология восприятия и педагогика, выступают неотъемлемыми (но все же служебными) инструментами рабочего процесса.

фото Сырков 2.jpeg

– При создании пространства для ребёнка что является основополагающим?
– Конечно, пропорции и визуальный статико-динамический баланс конструкций. Визуальное восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщат душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» – недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состояние – хаос. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребенка формы должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие пропорции.

Из многолетнего опыта я заключил, что именно они, в степени большей, чем это может показаться на первый взгляд, воздействуют на развитие чувств, формирование мышления и воспитание воли ребенка. Более подробные рекомендации по организации интерьера для ребёнка можно посмотреть .

– Какой конечный продукт, на ваш взгляд, должен получиться при создании места игры для ребёнка?
– Конечным «продуктом» мне представляется юноша или девушка, стоящие на пороге взрослой жизни, полные жизненных сил и внутренней свободы. Мои постройки я сравниваю с музыкальным инструментом, который недостаточно просто иметь – на нем еще нужно научиться играть. Это задача родителей и педагогов. К сожалению, современные родители подчас сильно озабочены «ранним развитием», слова «успешный» и «счастливый» представляются им синонимами, а ребенок, при этом, не знает, что можно просто играть.

Собственно, моим «продуктом» я считаю не «мебель», а создание условий для здорового педагогического подхода, отвечающего архитипическим потребностям ребенка . Поэтому прежде, чем приступить к сотрудничеству, я всегда задаюсь вопросом о том, что людям надо – «дети» или «мебель». «Мебель» я не делаю.

– Как рождаются ваши идеи? Используете ли вы чертежи, схемы, как долго работаете над проектом?
– Главное решение – стратегический вектор – из-за многолетнего опыта работы рождается, как правило, сразу после того, как я попадаю в пространство, и мне становится ясна задача. Процесс же вызревания тактических шагов подвержен маятниковому «принципу полярностей» – то, вдруг, все делается само собой (легкость), то творческий процесс застопоривается, порождая периоды душевной боли и отчаяния. К такому «неудобству» я привык и в шутку называю для себя эти периоды «попутным или встречным ветром».

фото Сырков 3.jpg

Ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю. Мои основные инструменты в этом смысле – четкое представление о процессах, пронизывающих пространство, и малярный скотч, которым я делаю «большой эскиз» на месте. Работаю концентрированно, не спеша, не долго.

– Как окружающее пространство влияет на формирование детского мироощущения, может ли оно повлиять на формирование и становление личности ребёнка?
Очень серьезная тема, которую бы я обозначил как «Визуальная диетология». Вы очень верно употребили слово мироощущение. Мироощущение это то, что предшествует мировоззрению. Но, к сожалению, в век материализма, с одной стороны, выработалась стойкая привычка обывателя «мироощущение», как фактор, игнорировать; с другой стороны, возникает впечатление, что мастера идеологий, преследуя непонятные для обывателя цели, не просто научились влиять на мироощущение человека с раннего возраста, но и стали этим злоупотреблять.

Пропорции и динамика пространств – действенное средство формирования мироощущения, но пропорции и статико-динамический баланс бывают разными, как и человеческие сообщества, которые эти пропорции и динамику «визуально потребляют». По силе и значимости с воздействием пропорции может сравниться разве что воздействие цвета. Надо сказать, что ритмы и формы, цветовые сочетания, материалы и фактуры воздействуют на формирование восприятия и мышления, (и, в конечном счете, на уровень самосознания личности в целом). Это очень интересная тема, которую я почти всегда затрагиваю на семинарах.

– Расскажите об интересных, на ваш взгляд, проектах, которые были реализованы?
Пожалуй, можно вспомнить первый из «крупных» социально значимых проектов, который начинался очень постепенно, но зато работает и по сей день. Московской школе «Путь Зерна» около пятнадцати лет. Атмосфера школы во многом опирается на трактовку пространства и в значительной мере из этой трактовки произрастает.

Социально значимые проекты для меня ценны еще и потому, что помимо «прямого результата» в них присутствует косвенный эффект. Так, например, с участием родителей было сделано несколько пространств в различных детских садах и школах. Ребенок, видящий своего папу (и других «дядей и тетей» родителей одноклассников) в таком, по городским меркам, необычном ракурсе, получает на всю жизнь неоценимый социальный опыт и еще что-то очень важное, дающее силы и волю к созиданию жизни.

Говоря о текущих проектах, стоит упомянуть «Детскую Мастерскую «Урок Труда» . Это мастерская «самообслуживания», где каждый взрослый посетитель автоматически превращается во «внештатного сотрудника», где «никто никого не учит», а просто каждый занят (а в идеале – увлечен) своим делом и одновременно готов к взаимопомощи. В этом пространстве все – и правила, и ритмы, и подход к делу словно бы иррациональны, как бы вырваны из клише современности, и вместе с тем отвечают ее насущным потребностям.

– Мне нравятся интерьеры , но я совершенно не умею держать в руках молоток и плохо понимаю в дизайне интерьера. Что вы можете мне посоветовать?
К сожалению, люди падки на внешность, заслоняющую суть – это нормально, но это неэффективно. На небольших семинарах я предпочитаю предложить участнику вместо «рецепта-рыбы» «рецепт-удочку» – способность видеть «невидимые» процессы детского пространства и облекать их в формы, отвечающие потребностям детского восприятия. Научиться держать молоток и пилу несколько сложнее, чем освоить сноуборд, но, при желании, можно управиться за месяц. Заказать «интерьер» проще, но что касается сферы ценообразования, то термин «расценка» в неё абсолютно не вписывается, так как мое индивидуальное ощущение пространства, социально-педагогического контекста и, вообще, ситуации в целом превалирует над формальными «общедоступными» параметрами.
Что касается «ограничений», то главным препятствием мне представляется неинтересная, пресно-безвкусная, мелкая (независимо от габаритов пространства) задача.

– Как люди узнают о вас?
Мне трудно себя «позиционировать», многие называют меня почему-то архитектором, хотя, расхожее представление об этой профессии плохо сочетается с тем, что я делаю. Кроме того, все эти «постройки», по которым обо мне судят, лишь видимая часть и внешнее выражение более значимых процессов. Я не особо себя рекламирую, так как считаю, что если дело действительно нужное, то оно в рекламе и не нуждается. Что же касается сотрудничества с «властями», то вряд ли им интересен художник, творчество которого не выносит и тени бумажного формализма.

– Какие материалы используете при создании детского пространства? Дерево, «живая материя», отсутствие искусственных материалов, пластика – сознательный выбор?
Для детей действительно предпочтительнее использовать природные, притом, не слишком выхолощенные материалы. Вместе с тем, я уверен, что страх перед «пластиком» значительно вреднее всяких «формальдегидов», а излишняя приверженность продажному термину «эко» плохо сказывается на иммунитете. Ведь рафинированные «экоизделия» так же далеки от природы, как и то «вредоносное», которому они себя противопоставляют. Здравый смысл в контексте конкретной ситуации – самое «экологичное» решение для физического, душевного и духовного здоровья ребенка.

– Где возможна реализация ваших проектов?
Реализация моих проектов возможна везде, где «серьезные люди» не навязывают детской игре взрослые правила, продиктованные прокрустовым ложем собственных представлений. Хорошие постройки воздвигаются не в квартирах, клубах и детских центрах, а в людях, семьях и сообществах, понимающих свободу как ответственность, и открытых к самопознанию.