Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких Правила поведения за столом

Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких Правила поведения за столом

Вряд ли кто из родителей мечтает, чтобы их ребенок капризничал за столом. Однако дети со свойственной им непосредственностью могут в самый неподходящий момент вести себя просто ужасно. Чтобы этого не произошло, важно с малых лет прививать правила этикета. И делать это лучше всего на собственном примере.

С чего начать

Приучать ребенок к правильному поведению за столом нужно с того времени, как он научится принимать пищу самостоятельно. Самый подходящий возраст для этого - 12-14 месяцев. Кажется, что кроха не сможет усвоить никаких правил. Но от него многого и требуется. Достаточно в этом возрасте запомнить только основы этикета за столом.

Перед каждым приемом пищи следует мыть малышу ручки и тщательно их вытирать. В дальнейшем уже не потребуется объяснить, зачем это делать. Это станет хорошей привычкой. На колени следует расстилать салфетку. Она защитит одежду от крошек и пятен. Если он еще очень маленький, можно дополнительно повязать слюнявчик на шею.

В этом возрасте уже следует давать малышу ложку в руку. Пусть приучается есть самостоятельно, даже если поначалу будет плохо получаться. Маме следует только докармливать малыша, если это необходимо. Вилку ребенку следует предлагать после 3, а нож – в возрасте 5 лет. И только ближе к школе, если это принято в семье, можно рассказать про различные столовые приборы и когда их следует использовать.

Правила поведения за столом

В возрасте 3-4 лет ребенок уже в силах освоить больше правил поведения за столом. Здесь важно непросто им следовать от случая к случаю. Сказанное второпях, моментально улетучится у малыша из головы, и в гостях он будет себя вести так, как привык. Этикет должен соблюдаться каждый день дома.

Прежде всего, его следует научить культуре поведения:

  • первыми за стол садятся взрослые, а затем только дети;
  • к еде следует приступать после того, как все члены семьи и гости займут свои места;
  • нельзя хватать куски, едят за столом и только за ним;
  • перед приемом пищи следует пожелать всем приятного аппетита;
  • если что-то стоит далеко от ребенка, следует вежливо попросить подать ему нужное блюдо;
  • нельзя съедать последний кусок, не предложив его другим;
  • нельзя чавкать и говорить с набитым ртом, это невежливо;
  • не стоит перебивать взрослых и других детей и громко разговаривать;
  • за столом запрещается качаться на стуле и вертеться;
  • запрещено ставить локти на стол, это некрасиво;
  • нельзя облизывать нож и есть с него, также как и тыкать в других столовыми приборами (это опасно!);
  • не стоит набивать едой полный рот и откусывать большие куски;
  • выходить из-за стола можно с разрешения взрослых.

Как приучить

Однако сколько бы родители не твердили ребенку об этикете, без личного примера тут не обойтись. Они сами должны следовать тем нормам поведения, которые требуют от своего отпрыска. Только в этом случае можно ожидать, что он будет вести себя в гостях подобающим образом.


Важно еще быть последовательным в обучении правилам поведения за столом. И в гостях, и дома должен соблюдаться этикет. Это одна из основных ошибок родительского воспитания. Зачастую в стенах своего жилища ребенку разрешается все. Однако малышу еще сложно понять, почему в гостях следует вести себя по-другому.

Следует благодарить детей за каждый успех в освоении этикета за столом. Это поможет малышу понять, что хорошее поведение вознаграждается. Если же ребенок ведет себя неподобающе, следует ему спокойно, без крика, объяснить это. Однако нужно избегать длинных нотаций и лекций. Малыш просто не в состоянии их усвоить. Достаточно 2-3 коротких предложений.

Помните, что ребенок только познает мир. Не стоит слишком сильно усердствовать в прививании хороших манер. Пусть это превратиться игру.

С возрастом усвоенные в детстве нормы поведения за столом станут хорошей привычкой. Возможно, что в будущем это пригодиться во время корпоративного вечера или знакомства со второй половинкой.

#воспитание Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом. 1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. 2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками. 3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт. 4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта. 5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест. 6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол. 7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе. 8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку. 9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться. 10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола. 11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают. Уроки этикета для дошколят (этап II) 1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям. 2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет. 3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом. 4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее. 5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок. 6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости). 7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его. 8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы. 9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку. 10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть. 11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой. 12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали. 13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих. За «взрослым» столом 1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы. Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем. 2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности. 3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит которая ему потребуется в будущем. Правила этикета для детей проработаны многими психологами, однако преподносить их приходится именно родителям.

Что такое этикет?

Данное понятие представляет собой определенную между людьми, благодаря чему между ними завязывают отношения (дружеские, романтические, семейные и прочие). Этикет для детей школьного возраста в некоторых учебных заведения преподают с младших классах, а некоторых вообще не имеют и малейшего представления о таком важном предмете. Именно для того, чтобы мальчики и девочки в будущем могли нормально существовать в обществе, родители должны научить их этой технике общения.

Не изжил ли он себя?

Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоя о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен. Правила этикета для детей можно условно разделить на несколько групп:

  • столовый (как вести себя за столом);
  • гостевой (как вести себя в гостях и с гостями);
  • речевой (как разговаривать с ровесниками, со взрослыми, незнакомыми людьми);
  • в общественных местах (как себя вести в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кинотеатре и прочих).

Все это родители должны прививать с раннего возраста, пока мозгом наиболее быстро усваивается информация и манеры поведения. Примечательно, что этикет для детей включает все вышеописанные пункты, просто с учетом возрастных особенностей.

2-3 года

В этот период малыши еще только начинают свое активное общение посредством речи с окружающим миром. И именно в это время необходимо начинать объяснять им простейшие правила этикета для детей. Прежде всего столового. Что он собой представляет? Свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям.

Столовый этикет

Прежде всего, малыши не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки. Это самое основное правило. для детей 2-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Культура речи

Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить "волшебные" слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте (привет);
  • до свидания (пока);
  • приятного аппетита;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро.

В этом же возрасте стоит приучить ребенка по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке "спасибо" за конфетку).

4-5 лет

В этом возрасте дети становятся уже более восприимчивыми к новым знаниям, а также больше открыты для речевого общения, ведь их словарных запас уже довольно обширен. А потребность в разговорах и коммуникациях существенно возрастает. Именно в 4-5 лет можно начинать изучать "этикет в гостях" для детей.

Гостевые правила общения

Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение. Поскольку дети такого возраста редко ходят в гости самостоятельно, родители должны проследить за тем, насколько их ребенку хочется куда-то идти в принципе. Если дошкольник будет расстроен или удручен, то ничего хорошего в общении у него может и не выйти.

Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Родители должны объяснить ребенку, что в гостях ничего трогать без разрешения не разрешается. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома. Этикет для детей дошкольного возраста подразумевает, что ребенок сможет наладить контакт мирным путем.

В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны. Стоит сразу (еще до похода в гости) объяснить ребенку, что хозяину нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать, независимо от вашего посещения, а значит, уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Если же к вашему малышу пришел друг, то ваш хозяин должен знать о том, как себя нужно вести:

  1. Делиться своими игрушками и вещами.
  2. Не обижать и не задирать гостя.
  3. Угощадь сладостями и лакомствами.
  4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

Правила этикета для детей не такие уж и сложные, однако если пропустить хотя бы одно из них, есть риск получить эгоиста и бирюка вместо ласкового и приветливого малыша.

Школьники младших классов

После того как детский сад уже остался позади, ребенок испытывает некоторый стресс, попав в младшую школу. Однако правила этикета остаются неизменными для него. Более того, они только прибавляются. Так, например, в этом возрасте становится актуален расширенный столовый, речевой и общественный этикет.

Как быть за столом?

В нагрузку к тому, что уже было известно ребенку, прибавляется несколько новых правил:

  • не класть локти на стол;
  • начинать прием пищи вместе с остальными, а не раньше и не позже их;
  • заканчивать трапезу словами благодарности, даже если не было вкусно;
  • хвалить предложенную еду;
  • вставать из-за стола вместе с остальными или по разрешению взрослых.

Конечно, многие из вышеописанных пунктов не выполняются даже самими родителями. В этом случае нужно начинать с себя, а потом уже учить детей. Кроме того, важно не приучать малышей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть специально отведенное место (кухонный стол).

Что делать в

Этикет для детей школьного возраста предписывает следующие правила поведения:

  1. Уступать места старшим в транспорте.
  2. Пропускать женщин вперед (актуально мальчикам).
  3. Открывать двери дамам (актуально мальчикам).
  4. Пропускать выходящих из двери людей, затем только заходить самому.
  5. Не тыкать ни в кого пальцем.
  6. Не ковырять в носу, не отрыгивать, не пукать, не зевать у всех навиду (можно в платок или кулак).
  7. При чихании или кашле прикрывать ладонью или платком рот.
  8. Не мусорить на улице и в общественных местах.

Это минимальные знания, которые должны быть разъяснены малышу родителями. От того, насколько он будет соблюдать эти правила, зависит то, насколько культурным он вырастет, насколько хорошо приживется в современном обществе. Правила этикета для детей помогают стать несколько добрее и открытее к внешнему миру. Учеными отмечено, что проще устроиться на работу, завести семью, добиться успехов, нежели асоциальным и некультурным.

Галина Коденцова
Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких»

Актуальность

В настоящее время для успешного нахождения человека в обществе необходимо соблюдение правил поведения и норм, принятых в социуме.

В современном детском саду важным направлением является формирования представлений дошколят об этических нормах и правилах речевого поведения.

В нашем детском саду проводится тематическая неделя «Этикет » , она стала отправной точкой в подготовке данного проекта .

Каждому, даже самому маленькому , ребенку нужно прививать нормы этикета . Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные этические правила поведения и речи в жизни и общении.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателя с семьей.

Цель : создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета .

Задачи :

Расширить представления детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;

Формировать умение свободно общаться в ситуациях повседневности;

Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;

Привлеть родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.

Тип проекта :

-информационный ;

Практический;

Долгосрочный;

Групповой.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы №3, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты :

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственности.

Повышение качества усвоения знаний и умений детей во время непосредственно образовательной деятельности, в совместных играх и досуговой деятельности.

Появление интереса у детей к этикету .

Активизация эмоциональной отзывчивости в совместной деятельности.

Повышение статуса семейного воспитания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы и цели проекта ;

Подбор материалов для реализации задач проектной деятельности ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления с нормами и правилами поведения в обществе;

Подбор детской художественной мини-библиотеки на заданную тему;

Выполнение работ по изобразительной деятельности, лепке и аппликации;

Проведение занятий, бесед, тематических прогулок;

Рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию;

3 этап. Заключительный.

Обсуждение итогов и анализ работ;

Досуг в группе «Именины Карлсона» .

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и рассказывание произведений “Я мою руки” М. Яснов, К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Я сам” Р. Юдина, “Девочка чумазая” А Барто, «До чего же хороши вежливые малыши! Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Федорино горе» , «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Митя –сам» , «Жадина» Э. Мошковская; этические сказки «Чучело» , «Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.) .

Заучивание потешек : «Наша Маша маленька » , «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» , «Вкусная каша» .

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет, таков и ответ» , «Поклонишься-голова не отвалиться» .

Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены, о правилах поведения за столом.

Образовательная область «Познавательное развитие» .

НОД «Няня моет посуду»

Рассматривание иллюстраций : «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Знакомство» , «Поведение за столом» , «Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Грязнуля» (Уроки тётушки совы) .

Игровые упражнения – «Моем руки» , «Мы уже большие» , «Расскажем Карлсону о том, как правильно кушать» , «Покажем Катюше, как правильно умываться» , «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду» , «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» , «На дне рождения у Чебурашки» , «Кто кому уступит место» , «Обращение к взрослому» .

Дидактические игры : «Доскажи словечко» , «Вежливая просьба» , «Что сначала, а что потом» , «Мишка-топтыжка сегодня именник, ждёт гостей» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Больница» , «Парикмахерская» , «В кафе» , «Мы едем в автобусе» .

Пальчиковые игры : «Братцы» , «Семья» , «Строим дом» , «Здравствуй» , «С добрым утром» , , «Мы капусту рубим…» , «Апельсин» , «Птенчики в гнезде» .

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса» .

Поручение – «Помоги товарищу» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…» , «Подарок для зайчика» , «Пирожки-крендельки» , «Вкусные гостинцы на день рождения Матрешке» .

Аппликация –«Построим больницу для игрушек» , «Платочки сушится» .

Свободное рисование.

Образовательная область «Физическое развитие» .

Пальчиковые игры : «Замесим тесто» , «Мы капусту рубим…» , «Баба сеяла горох» , «Деток в гости пригласим, пирожками угостим»

Подвижные игры : «Каравай» , «Огуречик» , «Кто быстрее перенесет игрушки?» .

Выводы и результативность.

Дети стали более раскрепощены.

Расширились у детей представления о правилах этикета и речевых нормах .

Обогатился и активизировался словарный запас по теме проекта .

Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта .

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.

Правила этикета для самых маленьких

Будьте примером

Для вашего малыша самые главные и самые прекрасные люди на свете – его родители. Именно поэтому надо не просто научить кроху правильно себя вести, но и самому относиться с уважением к людям и традициям поведения. И непременно объясняйте, почему надо вести себя определенным образом, тогда правила будет проще запомнить. Пусть каждый поход в театр, музей и даже в кино будет праздником. Красиво оденьтесь сами, наденьте на кроху нарядную одежду. Лучше всего заранее , на тему которой будет спектакль, рассказать о музее, о фильме или мультфильме. Чтобы этот день отличался от иных по полной программе, сходите вместе с ребенком в буфет, купите ему любимое лакомство и для себя не забудьте.

Сказочная страна

Прошли и многие родители задались вопросом, а стоит ли ждать школьного возраста, чтобы сводить кроху на представление? Конечно, нет, ведь, если представление поставлено по знакомым сказкам, то малыш будет с интересом смотреть его уже с 3-х лет. А вот чтобы посмотреть спектакль, поставленный по детским пьесам, лучше дождаться, когда малышу «стукнет» . Традиционно балет и опера считается элитарным искусством, но ведь так много балетов поставлены по сказочным мотивам, и так много опер написано специально для детей. По мнению специалистов, балет и опера действительно сложный жанр, но уже начиная с 8-9 лет дети с интересом будут следить за перипетиями судьбы балетных и оперных героев. Музеи сейчас очень популярны и есть много специально организованных детских экскурсий. В 6-7 лет малыш может самостоятельно в компании сверстников посещать их и с интересом разглядывать картины и предметы интерьера и быта.

Правила этикета в музее

Заранее расскажите, что придуманы таким образом, чтобы было комфортно всем посетителям, поэтому и вести себя надо тихо, разговаривать мало и только шепотом. Нужно беречь картины и другие экспонаты, ведь им очень много лет, поэтому подходить близко и трогать их руками нельзя. Если в музее разрешают брать какие-то предметы в руки, объясните, что это сделано в виде исключения и далеко не везде так можно делать. Чтобы сохранить интерес у малыша, заранее купите книги по искусству, наборы открыток или найдите в интернете сайт музея конкретного профиля и дома, в спокойной обстановке, еще раз покажите их и расскажите малышу о художниках и их картинах простыми словами. Наверняка потом ребенок будет сам рассматривать репродукции и узнавать картины «знакомых» художников.

Правила этикете в театре

Планировать поход в театр надо еще дома. Расскажите малышу сюжет пьесы, объясните и покажите, как надо проходить по ряду на свое место, если опоздали (лицом к сидящим). Кстати, на спектакль лучше не опаздывать, тогда ведь придется смотреть первое действие издали, с балкона, например. Хотя в этом даже есть плюс, ведь для крохи сказочные герои – абсолютно реальные и, если его посадить на первые ряды, ему станет страшно в особо патетические моменты. Заранее не забудьте предупредить, что нельзя есть во время спектакля, надо дождаться антракта и пойти в буфет. Разговаривать тоже не стоит, это не вежливо по отношению к актерам и к тем, кто сидит с вами рядом: соседи сделают вам замечания и окажутся правы.

Правила этикета в кинотеатре

Тут тоже надо до начала сеанса рассказать, . Объясните малышу разницу между театром и кинотеатром. Расскажите, что в театре надо непременно раздеться и, в идеале, надеть сменную обувь, а если идете смотреть кино, это делать не нужно. А вот если на ком-то высокий головной убор, его надо снять, ведь тем, кто сидит позади, не будет видно экран. Есть еще отличие от театра – можно говорить во время сеанса, но только шепотом и недолго. Ни в коем случае нельзя криком пытаться «подбодрить» любимого героя. Во-первых, это неуважение ко всем, кто пришел на сеанс, а во-вторых, все равно не поможет.

Научите малыша ценить труд других людей – укажите на уборщицу и расскажите, что ей придется убирать за ним, если он будет бросать на пол фантики или приклеит жвачку на мебель. Весь мусор за собой надо убирать в специальные урны. Но лучше всего не давать совсем маленькому напитки или конфеты, если он сильно увлечется происходящим на экране, может подавиться.